Размер шрифта

http://www.krbaki.ru/block/style.css http://www.krbaki.ru/block/style2.css http://www.krbaki.ru/block/style3.css

 

Последнее обновление:05.12.2016

Краеведение. Поселения


Красные Баки

Статьи

Содержание

М.А.Балдин. Истоки. К 370-летию первого упоминания о Баках
Б.Е.Синицын. 375 лет – посёлку Красные Баки
М.А.Балдин.  Возродив веру, мы возродим Россию. Из истории Баковского храма
Н.Г.Тумаков. Первый каменный дом
Н.Г.Тумаков. Хранитель истории
Н.Г.Тумаков. Площадь Свободы Красных Баков

 



М.А.Балдин
Истоки

В Центральном Государственном архиве древних актов в фонде Поместного приказа хранится Дозорная книга по г. Унже № 499 с описанием Лапшангской черной волости на 1617 год. В ней указаны находившиеся в волости деревни и починки, имена прошивавших в них крестьян, величина пашни и покосов и размеры причитающихся с крестьян оброчных денег. Выписка из этой книги послужила источником написания данной статьи.


Лапшангская черная (государственная) волость занимала пространство среднего Поветлужья от реки Варваж на севере до устья реки Усты. Сейчас здесь располагаются часть Воскресенского, Варнавинский и Краснобаковский районы.


Необходимо отметить, что дозор 1617 года был вторым в Поветлужье. Первое описание земель здесь было проведено в 1606 году дозорщиками Иваном Биркиным и Михаилом Похиным. Но сотные грамоты от этого дозора в архиве не сохранились. Однако сведения из него о величине пашни в волости сообщили дозорщики в 1617 году. В 1606 году дозорщиками было намерено в волости всей пашни 92 десятины.


Поскольку в то время на каждый крестьянский двор приходилось в среднем по 2 десятины земли, то на всей территории волости в 1606 году было не более 50 крестьянских дворов русских крестьян. Марийского населения здесь уже не было. Оно выселено отсюда в тридцатых годах XV века по распоряжению хана Ахмета, когда река Ветлуга служила границей между Московским и Казанским государствами.


В числе первых русских поселенцев в районе среднего Поветлужья был священник Варнава из города Устюга, который прибыл сюда как миссионер в середине XV века, вскоре после выселения отсюда марийцев. Архивные документы сообщают, что в начале XVI века по суходолу Красной горы, где, когда-то жил Варнава, уже существовали починки русских крестьян, а на месте повеления Варнавы стоял небольшой мужской скит-монастырь.


В 1530 году из Поместного приказа монастырь получил грамоту, которой «Великий князь Василий Иванович пожаловал старца Саватия с братией, велел им починком Минин с починками владеть неподвижно». В 1551 году перед походом на Казань Иван Грозный новой грамотой подтверждает пожалования своего отца этому монастырю.


Свободное заселение русскими хлебопашцами земель Поветлужья стало возможным только с покорением Казани в 1552 году, когда московские власти в 70-80 годах XVI века построили на марийской земле Царевококшайскую, Уржумскую, Яранскую и Санчурскую крепости, а через Ветлужский край прошли безопасные дороги из Нижнего Новгорода на Яранск и с Унжи на Котельнич и Вятку.


Особенно интенсивно стали прибывать сюда русские поселенцы в начале XVII века во время голодных лет, первой крестьянской войны и польско-шведской интервенции. Находясь вдали от центральной России, Ветлужский край привлекал крестьян богатством пушнины и рыбы, а за пользование свободными землями правительство давало новым поселенцам льготы от уплаты оброка сроком до 10 лет. Но нужда в деньгах заставила правительство Василия Шуйского проводить дозоры и во вновь освоенных землях. Так, в 1606 году и пришли на Ветлугу уже известные нам дозорщики, а через десять лет при царе Михаиле Романове, дозор здесь вновь повторили.
Если в 1606 году в Лапшангской волости было намерено для обложения оброком только 92 десятины пашни, то в 1617 году дозорщики Юрий Ловчилов и Василий Мартемьянов насчитали здесь пашни уже 620 десятин. В волости было 108 деревень и починков при крестьянских к бобыльских дворах с населением 320 человек взрослых мужчин.


Кроме Варнавинского монастыря-погоста, в волости были Лапшангский, Шудский и Дмитриевский погосты с небольшими кладбищного типа церквушками. При погостах стояли дворы церковнослужителей и кельи нищих.


Основной поток поселенцев в наш край шел по Лапшангской дороге с Унженско-Галичских земель. Из 108 поселений волости на территории Краснобаковского района в 1617 году было 35, из них 20 деревень и 15 починков, в которых проживало 95 крестьянских и 6 бобыльских дворов-семей.
Из описания селений, данных дозорщиками, видно, что свои названия небольшие деревни и починки получили, в основном, от имен их первых основателей или от их отцов, от названия речек, озер и других природных особенностей места, где было основано поселение. Уже тогда деревня Баки была самой крупной из всех поселений Лапшангской волости. Здесь находилось 7 крестьянских дворов. Согласно дозорной книге здесь жили дворы-семьи Обрамки Яковлева, Мартюшки Иванова, Сеньки Яковлева, Ивашки Иевлева, Савки Исакова, Терешки Титова и Сеньки Титова. Возможно, это объясняется тем, что она располагалась на перекрестке двух дорог: Лапшангской, проходящей по правому берегу реки Ветлуги, и дороги Нижний Новгород - Яранск.


Из 5 дворов состояла и деревня Безглядово, находящаяся у Дмитриевского погоста, который был религиозным центром округи. В других селениях число дворов равнялось 1-3, редко 4. Возможно, что деревни Баки и Безглядово и некоторые другие в волости возникли раньше других селений. Но поскольку 1617 год является первым письменным упоминанием этих поселений, то и основанием их следует считать год 1617.

"Вперёд",
8 февраля 1983 г.
 
 



Б.Е.Синицын
375 лет – посёлку Красные Баки
 
Самое раннее упоминание в письменных источниках о Баках относится к 1617 году. Об этом есть известия из Дозорной книги по г. Унже. Эта дата и положила начало отсчета существования нашего поселка. В этом году рабочему поселку Красные Баки исполняется 375 лет. В начальный период своей истории Баки входили в Лапшангскую волость Галичского уезда (в наши дни Галич - город в Костромской области).
 
В первой четверти XVII века на территории района насчитывалось немногим более 30 селений, которые в общей сложности имели 65 дворов-хозяйств, то есть в среднем на один населенный пункт приходилось 2-3 двора. А уж наличие  4-5 хозяйств  было крайне  редким явлением.  И такие  деревни считались крупными.

Русское население в Поветлужье стало появляться в XIV - XVII веках. Проникновение его шло по двум направлениям. На более раннем этапе (XIV - XV вв.) колонизация шла с северо-запада. Это были жители Новгорода Великого. Смелые и отчаянные новгородские купцы, служилые люди, объединяясь в небольшие группы-ватаги, далеко уходили на восток, вплоть до уральских гор, в погоне за морским зверем, рыбой, и особенно за пушниной, которая пользовалась большим спросом на рынках Новгорода. На своих небольших лодках-ушкуях они прокладывали трассы по рекам, устанавливая связи с местным нерусским населением. Вслед за купцами, охотниками в эти края стала приходить обездоленная часть люда Новгорода, стремясь найти в этих землях себе счастье и новую родину. В XVI - XVII вв. начинается основной поток переселенцев из-за Волги. Основную массу их составляли беглые вотчинные крестьяне.


Большую роль на раннем этапе освоения Поветлужья играли церковь и монастыри, отдельные их подвижники. Они сыграли значительную роль в укреплении оседлости пришлого населения, в проникновении сюда русской культуры, способствовали торговым, экономическим связям. Непроходимые леса, наличие большого количества болот и озер определило местоположение возникающих деревень. Первые деревни рождались на берегах Ветлуги и ее притоках. Примером могут служить Варнавино, Макарий, Сарафаниха, Медведиха и другие поселения.


В Баках в начале XVII в. проживало 7 семей. Первых поселенцев мы находим в Дозорной книге. Это были Абрам Яковлев, Мартын Иванов, Семен Яковлев, Иван Иевлев, Савва Исаков, Терентий Титов и Семен Титов. Возможно, среди этих жителей мы можем встретить и кровных братьев. Фамилий в тот период у крестьян не было и обычно к имени добавлялось имя отца. Примерно звучало так: «Сенька - сын отца Титова», позднее слова сын и отец отбрасывались.


Трудно, но можно представить, что представляла из себя деревня XVII века. Об этом говорит документ по Нижнему Новгороду от ноября 1602 г. («Н.Н. в 17в.») о продаже Иваном Матвеевым своего двора. Как уже сказано выше, деревня состояла из 2-5 хозяйств. К дворам прилегали усады: огород, участок пашенной земли, выгон для скота. «А на дворе, - говорится в документе, - изба да баня, да погреб и двор в городьбе...» Деревеньки располагались в нашем крае в 2-3 верстах друг от друга, отделенные гривой (стеной, полосой) леса. На каждый двор приходилось до 3-4 десятин пашенной земли в трех полях, а всего за деревней числилось до 20 десятин земли, до 10 десятин сенокосных угодий, от 5 до 10 десятин леса (казенная десятина XVII в. равнялась 1 га 925 кв. м). То есть за деревней числилось до 80 га земельных угодий.
Общими усилиями - «миром» - крестьяне выгораживали для скота выгон, при необходимости сооружали колодцы, делали переходы через ручьи и болота. К помощи соседей прибегали при расчистке участков от леса, при подготовке нового пашенного участка-надела. Переложная система земледелия породила в Поветлужье множество починков и выселков. К таким починкам в XVI - XVII вв. относились Кологривка, Сомиха, Зашильский, Медведиха и другие населенные пункты.


Тяжел был труд земледельца: используя только один топор, он врубался в дремучие таежные леса, выкорчевывал пни, затем сжигал порубочные остатки, и поле было готово под посев. Одним топором он мастерил избу, делал лодку-долбленку, изготавливал сельскохозяйственные орудия. Основными сельскохозяйственными культурами являлись рожь-жито, ячмень, гречиха, овес. Важное место среди культур занимал лён. Среди подсобных занятий значительную роль играли охота, рыболовство и пчеловодство-бортничество.


С ростом населения и числа деревень встает вопрос о строительстве в Баках храма. В 1628 году была построена первая деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. К началу 30-х годов XVII в. на территории района число деревень удвоилось. В этот период уже насчитывалось 2 села и 69 деревень, починков, в которых имелась 536 дворов и 847 жителей мужского пола. Эти цифры впечатляющие. Ведь необходимо учитывать трудности тех лет: систематические пожары, «моры» среди людей, набеги из-за порубежья. Поветлужье с времен Ивана III вплоть до отмены крепостного права переходило из рук в руки определенных землевладельцев: селения вместе с крестьянами отдавались на кормление или за определенные заслуги перед монархом закреплялись за какой-нибудь дворянской семьей. Владельцами Баков и окружающих деревень были Мстиславские и Львовы, Ромодановские и Головкины, Трубецкие и многие другие. Первым владельцем Баков в 30-х годах был В. А. Горжбок-Столыпин, являясь нижегородским воеводой, в 1631-33 годах он получает «на кормление» Баки и несколько лежащих в округе деревень. После ухода с должности в 1636 году он теряет свое право на Баки.


Развитие рыночного хозяйства сказалось на изменении облика Баков. Население Баков быстро растет. Накануне реформы 1861 года население села составляло 764 человека, к 1916 году оно выросло до 2186 человек. Менялись социальный состав населения и облик старого села. За 300 лет своего существования оно изменилось до неузнаваемости. В центре села, на пригорке, у современной площади Свободы, появилась церковь в каменном исполнении, построенная в 1818 году. Это был самый старый храм в кирпичном исполнении на территории района. Здесь в послереформенный период быстро растут дома местного купечества и лесопромышленников Чирковых, Молотовых, Прилуцких, Лаврушевых, Рощиных и др.


Если мы на минутку остановимся на крыльце современного кинотеатра и внимательно поглядим вдоль улицы Свободы, то можем представить, что из себя представляла улица в предреволюционное время. В глаза еще бросаются двухэтажные особняки. Нижний этаж кирпичный, второй - из дерева. Это купеческие дома. Первый этаж служил магазином, второй - жильем для семьи. В начале 60-х годов текущего столетия с фасада современного кинотеатра был снесен торговый ряд местного купечества. Старая площадь много видела на своем веку. Она видела и сходку, и волнения местных крестьян.


И после Октября до 1927 года здесь находилась базарная площадь. В базарные дни площадь бурлила и гудела: слышался сплошной гул людских голосов, мычали коровы, ржали лошади, блеяли овцы. Расхваливали свой товар торговцы, до хрипоты торговались покупатели. В этот день возникали большие и малые торговые ряды. В базарный день можно было купить скот, зерно, овощи, солонину, товары местных промыслов. Здесь можно было заключать сделки на куплю-продажу, здесь узнавались последние новости.


5 июня 1923 года ВЦИК СССР принимает решение о новом районировании, и 15 июня 1923 года на территории Поветлужья возникает новый уезд с центром в Баках. Образование уезда дало толчок развитию жилищного строительства, телефонизации, почтовой связи, учреждений народного образования, здравоохранения и культуры. В новом уездном центре размещались семьи партийных и советских работников. В 1924 году появ­ляются первые коммуналь­ные дома, возникают первые новые улицы. Развитие связи в районе уходит своими корнями в 1915 год. В этом году появляется почтовое отделение, начальником которого был Снежневский Михаил Петрович. В этот же год устанавливается первый телеграфный аппарат типа Морзе. В марте 1924 года в районе монтируется первая телефонная связь на 50 номеров. Начальником связи в этот период был Карезин, на плечи которого и легла вся тяжесть организации телефонной связи.


Первыми очагами культуры становятся библиотека и районный Дом культуры. Весь довоенный период Дом культуры, как магнит, притягивал к себе не только молодежь, но и старшее поколение. Здесь силами местных самодеятельных артистов ставились пьесы Островского, Чехова, Горького и других авторов. Коллектив самодеятельного театра насчитывал около 80 человек. Среди них заметную роль играли Арапов С.А. и Стуликов Ф.Т., Миронова В.П., Румянцева Н.Я., Сатинова К.Д., Макина Л.С., Мягков Г.П. и многие другие.


Наступил 1929 год. Выполняя директивы ЦК ВКП(б), на деревне форсировалось колхозное строительство. По данным справочника народного хозяйства района за 1932 год, за два года с начала организации в Красных Баках колхоза «Парижская коммуна» коллективизацией было охвачено 407 хозяйств с числом едоков 2776. Даже газеты того времени не скрывали, на какой основе строился колхоз. Вот стиль разъяснительной работы с людьми Ивана Ивановича Хомова из колхоза «Новый путь» (д. Красногор). Он приглашал к себе единоличников, на столе располагал наган и спрашивал: «Кто против колхоза?» И начиналась бойкая запись запуганных крестьян в колхозные хозяйства. Такой стиль работы был характерен и для других колхозов. В середине второй пятилетки коллективизация в районе была завершена.


Я не ставил своей задачей раскрывать хозяйственную деятельность колхозов, но один пример хочется привести. Мы привыкли сравнивать наши достижения с 1913 и 1940 годами. Наивысший довоенный урожай зерновых составлял 10,3 ц. с га. В 1945 году урожайность зерновых в районе упала до 4,5 ц. Падение легко объясняли: война, мобилизация трудоспособного населения деревни, истощение земли и многое другое. Теперь данные за другие пятилетки.


IV пятилетка — 4,2 ц с га.; V - 3,5; VI - 5; VII - 4,9; VIII - 8,2; IX - 10,7 ц. с гектара. То есть потребовалось 30 лет, чтобы достигнуть довоенный уровень по урожайности. Эти цифры дают возможность поразмышлять о судьбах сельского хозяйства не только нашего района, но и в целом по стране. Вывод можно сделать один: административно-авторитарными, хомовскими методами работать нельзя.


Шли годы, одно поколение сменялось другим. Наш поселок за эти прошедшие годы, как и человек, переживал подъемы и спады. И несмотря на всю тяжесть испытаний, его облик менялся. Он значительно помолодел, несмотря на свой 375-летний возраст. В июне 1947 года ему присваивается статус рабочего поселка. За прошедшие годы значительно расширились жилищный и культурный фонды, изменились торговая сеть, база здравоохранения и народного образования.


В последнее время мы часто обрушиваем критику на всё, что делалось в доперестроечное время. Может, и необходимо критически подходить к своему прошлому, но, на мой взгляд, не стоит забывать то хорошее, что мы сделали, что было создано нашими тружениками. Возьмем жилищное строительство в районе. В 1965-70-х годах строители сдали 8963 квадратных метра жилья, в 1971-80х - 68985 кв. м. За 15 лет было построено 1500 квартир. В прошедшие годы в поселке были построены Дом культуры, районная больница, узел связи, здание госбанка и многое другое. В марте 1971 года на территории района был возведен ретранслятор, в 1985 году мы стали принимать вторую телевизионную программу, летом 1991 года - третью программу. В текущем году откроются двери новой средней школы.


В небольшой обзорной статье трудно сказать о всех изменениях, которые произошли в поселке и районе, но можно сделать вывод, что за прошедшие годы существования Баков поселок жил полнокровной жизнью. И мы живем надеждой, что наш родной поселок и дальше будет молодеть, благодаря усилиям его жителей.

"Вперёд",
6 июня 1992 г.
 
 



М.А.Балдин
Возродив веру, мы возродим Россию
 
Основание христианских храмов в Поветлужье проходило по мере заселения этого края русскими хлебопашцами. Первая церковь в пределах Краснобаковского района была основана у деревни Безглядово на рубеже XVI-XVII веков в честь святого мученика Дмитрия Солунского. Переписи населения края в 1606 и 1617 годах отразили наличие Дмитриевского погоста и церкви на нем в честь этого святого. Жители деревни Баки и других селений района были тогда прихожанами этой церкви. Здесь же, на погосте, они хоронили своих родственников.


Наличие церкви в деревне Баки и других местах края, построенных в XVII-XVIII веках, отражены в «Материалах для истории Костромской апархии» (Кострома, 1895 г.) Материалы взяты из приходных окладных книг Патриаршего Казенного приказа по сбору десятинной дани в патриаршу казну. Сбор дани с Галичской десятины начался с 1628 года. Десятинной данью облагались дворы духовенства, вотчинников и помещиков, крестьян и бобылей, церковная пахотная и сенокосная земля.
Из материалов следует, что среди ветлужских поселенцев особо почитаемым святым был святитель Николай Мирликийский Чудотворец. В честь его была основана первая церковь в Поветлужье варнавинскими монахами еще в конце XV века. Под 1628 годом в материалах отражена церковь в деревне Баки и еще в 10 селениях Ветлужского края. Деревня Баки стала называться селом Никольским-Баки.


Под 1628 годом о церкви в деревне Баки записано: «Церковь Николы Чудотворца на погосте на Бахле дани 20 алтын десятильничьих и заезда гривна. Генваря в 30 день на нынешней на 7136 год (1628) те деньги взяты. ...1630 год: церковь Николы Чудотворца на Ветлуге на Баках дани вдвое рубль, 6 алтын, 4 деньги десятильничьих и заезда 2 гривны. Данные и венечные пошлины платили: Васильев человек Горжбока в 1632 г., поп Борис в 1626 поду, стольника князя Семена Петровича Львова человек за 1639-1642, 1647 годы».Надо полагать, что за 1626 год деньги не платили, а церковь уже действовала. Поэтому основание Баковской церкви относится к 1626 году, т. е. 365 лет назад.


При разделе поместья Василия Горжбока, в 1635 году, село Баки и 75 деревень передаются стольнику князю Дмитрию Петровичу Львову. В документе сказано, что в селе Баки была церковь Николы Чудотворца с приделом Василия Сесоринского, деревянная, клетская, «а в церкви образы, и ризы, и колокола, и книги, и всякое церковное строение мирское». Кроме церкви, в селе стояли: «двор попов, двор дьячков, двор просвирницы, двор Пономарев пуст, да 5 келий, а в них 6 стариц питаются от церкви Божи». Церкви и церковнослужителям принадлежало «пашни паханые церковные худые земли 8 четвертей (4 десятины) в поле, а в дву потому ж , сена 15 копен».


По материалам за 1654 год с Баковской церкви «положено дани 5 рублей 27 алтын 2 деньги и заезда гривна. Впредь писать Рождества Пресвятые Богородицы, а Николы Чудотворца в приделе». Из этого следует, что к 1654 году в Баках была построена новая церковь Пресвятой Богородицы, а Николаевская церковь стала приделом ее.


По переписной 1703 года книге в Баковской церкви служили попы: Гаврило Сергеев, Афонасий Васильев и Фаддей Васильев. В материалах за 1713 год село Баки с деревнями принадлежало Федору Юрьевичу Ромодановскому, а с церкви Пресвятой Богородицы причиталось пошлин 8 алтын 2 деньги. В 1728 году Иван Федорович Ромодановский в Синод Казенного приказа писал о том, что в 1726 году в селе Баки, его вотчине, построена новая церковь во имя Николая Чудотворца. «1728 год ноября в 19 день духовная дикастерия, слушав вышеописанное дело, приказала: новопостроенную церковь Николая Чудотворца освятить Макарьева Унженского монастыря игумену Леонтию по новоисправному трибнику и освященный антиминс в тое церковь выдать». В приходе числилось 421 двор крестьян и бобылей (в 1635 году в приходе было всего 122 двора крестьянских и 13 дворов бобыльских с населением 183 человека м. пола, а в 1703 году - 255 дворов).


В материалах Генерального межевания за 80-е годы XVIII века сказано, что «в селе Никольское-Баки тож с деревнями княгини Елены Александровны Долгоруковой находилась церковь Святителя Николая деревянная с приделом Покрова Богородицы и дом господский деревянный». Всего княгине принадлежало 35 деревень, где проживало в 807 дворах населения 4690 человек обоего пола.
О деревянных Баковских храмах, их архитектуре, внутреннем убранстве и местонахождении сведениями мы не располагаем. Видимо, они находились на том же месте, где в 1818 году была построена каменная Николаевская церковь. Устаревшие деревянные Богородицкую от 1654 года, и Николаевскую от 1726 года церкви с постройкой каменной разбирают. Возможно, архитектурный стиль деревянных церквей был аналогичен деревянной Дмитриевской церкви, построенной в 1735 году. Фотография Дмитриевской церкви находится в нашем краеведческом музее. Надо полагать ,что в XVIII веке в этих храмах богатые князья Ромодановские, и затем Граф Головкин и духовная епархия поставили многоярусные иконостасы в масляном исполнении икон. Были здесь и чтимые иконы Николая Чудотворца и других святых древнего письма.


Церкви располагали серебряной и позолоченной посудой, оправами церковных книг и икон, роскошной одеждой священнослужителей. Все это убранство перешло в каменную церковь. За XIX век церковные ценности увеличиваются.


Каменная Николаевская церковь в Баках была построена в числе первых каменных церквей в Поветлужье (в с. Дмитриевском каменная церковь построена в 1858, а в с. Медведиха - в 1859 годах). Церковь имела престолы в честь Нерукотворного образа Спасителя, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. По данным на 1663 год в церкви служили: 3 священника, 2 дьякона, 3 дьячка и 3 пономаря. Она имела 30 десятин пашенной и 19 десятин сенокосной земли. В приход входило 43 селения с числом прихожан 3890 мужчин и 4537 женщин при 1114 дворах. В числе прихожан было 184 раскольника и 304 раскольницы разных сект. Церковь находилась на содержании удельного ведомства.


Баковский храм, как и другие православные храмы Ветлужского края, на протяжении трех столетий звал прихожан к любви к ближнему, доброте, высокой нравственности. «Православный храм - это модель мироздания. Человек, вошедший в храм, оказывается в центре вселенной, он пронизан невидимыми лучами бытия - и земного, и посмертного. Он предстает перед алтарем собственной совести, Творца» - так говорил академик Д.С.Лихачев о роли христианского храма в жизни человека.


После захвата власти в стране большевиками для христианской церкви наступают черные дни и годы. Церковь и священнослужители, как и помещики зачисляются в число классовых врагов, которые подлежали ликвидации. По январскому 1918 года декрету правительства Ленина «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» баковские и другие священники края лишаются права преподавать в школах закон Божий, христианскую нравственность. В том же 1918 году священники Варнавинского уезда не признали реквизиции хлеба у крестьян вооруженными советскими продотрядами. Многие из них поддержали уренское августовское 1918 года крестьянское восстание. По приговору Варнавинского оперативного штаба в селе Баки было расстреляно 10 участников восстания, в их числе и священник Баковской церкви Н.А.Волчков. Аресту и расстрелам подверглись и ряд других священнослужителей края.


В 1922 году из Баковской и других церквей Поветлужья и страны изымаются церковные ценности. Сделано это преступление по строго секретному письму Ленина. В нем предлагалось провести изъятие ценностей «с беспощадной решительностью... и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства... удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» - говорил Ильич.
При новом кремлевском диктаторе, в 1930-1931 годах, годах сплошной коллективизации, вместе с так называемыми «кулаками» были репрессированы и священники. Однако до 1937 года в Баковской и некоторых других церквах района продолжалась служба прибывшими священниками - обновленцами, признавшими советскую власть. В 1937 году распоряжением Краснобаковского райисполкома церкви в Баках и других селах района закрываются. Варварским путем с них сбрасываются колокола и кресты. Колокола, ценные иконы и церковное убранство отправляются в областной центр. Местные большевики-активисты разрушают колокольни, из церквей выбрасывают иконы, надругаются над могилами прицерковных кладбищ. Священнослужители были репрессированы.


Вместо того, чтобы после окончания Отечественной войны приступить к восстановлению поруганных храмов и богослужения (а Кремлевский диктатор в 1943 году разрешил это делать), баковское районное партийное и советское руководство в 1948-1950 годы приказало взорвать Баковскую и Дмитриевскую каменные церкви. Совершается злодейский акт вандализма. Уничтожаются уникальные архитектурные, художественные и духовные памятники. Фотография Баковской церкви подтверждает это. С прихожанами, на средства которых строились храмы, они не считались, Их протесты подавлялись репрессиями.


Плоды коммунистического воспитания людей на принципах воинствующего атеизма, безбожия, плоды 70-летней диктатуры КПСС, этой руководящей и направляющей силы нашего общества, мы пожинаем теперь. Бездуховность, аморальность, массовое пьянство, стяжательство, коррупция руководителей, убийства и грабежи, самоубийства - все это стало повседневными явлениями нашего бытия.
 
"Вперёд",
19 декабря 1991 г.
 
 



Н.Г. Тумаков
Первый каменный дом

Кто из краснобаковцев не знает каменного дома, в котором расположен райсовет. Да и кого сегодня можно удивить каменным домом. В наше время это обычное строение, но оно стало обычным в нашем районе лишь в последние 30-40 лет. Когда же построено здание райсовета и кто его был первый хозяин?


С XVII века здесь была центральная усадьба помещичьих вотчин. Последним помещиком был князь Трубецкой. Баковская вотчина принадлежала Трубецким с 1840 года. Это было очень крупное имение, имевшее в собственности 24 тысячи десятин леса и пашни. Оно было самым крупным имением не только в районе, но и на территории среднего Приветлужья. До отмены крепостного права помещику принадлежало 25 деревень, крестьяне которых платили Трубецкому ежегодно оброчных денег 25 тысяч рублей, равноценных, по ценам того времени, 5 тысячам голов коров. Кроме того, из его лесов ежегодно сплавлялось на Волгу 2-3 беляны, стоимость которых была еще 20 - 30 тысяч рублей.
В 80-х годах прошлого века сын княгини, окончив Московский университет, решил жить в Баках. Вот он и задумал построить каменный дом. Проект нового каменного дома предложил князю местный поп Александровский, мнивший себя музыкантом, художником и архитектором. В 1879 году дом был построен. Это было первое каменное здание в нашем районе. Да и во всем Варнавинеком уезде каменные здания имели только церкви, Варнавинская тюрьма да полицейское управление.
Дом князя встал на самом красивом месте села Баков. Из его окон была видна вся заречная часть с красивыми лесами, уходящими до самого горизонта. Леса здесь сохранялись до самой кромки берега Ветлуги. А чтобы лучше представлялась панорама бесконечности леса, от берега Ветлуги до озера Черного была прорублена широкая поляна - просека. И хозяин дома, распахнув окно, холеной ручкой мог показать гостям лесные богатства своего имения - «Все, что видите, - это мои владения».
В 1918 году дом и все имение князя было национализировано. А с 1 сентября этого же года в нем начала работать первая в истории нашего района средняя школа, носившая название «Школа II ступени», с 9-летним курсом обучения.


15 июня 1923 года в этом здании начал работать Краснобаковский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов - центр вновь созданного уезда за счет сокращения Варнавинского и Воскресенского уездов. С июня 1929 года и до сегодняшнего дня в этом доме размещается исполком районного Совета народных депутатов.
 
"Вперёд",
30 июня 1979 г.
 
 



Н.Г.Тумаков
Хранитель истории
 
Большая история у дома Красных Баков, в котором сейчас отделение Госбанка, редакция районной газеты «Вперед» и типография. Этот дом - хранитель истории, он был вторым каменным домом в Краснобаковеком районе. Построен во второй половине 19 века швейцарцем Стюссей. Кто он был и как попал к нам в Баки?


Владыкой и повелителем судеб трудового крестьянства нашего района и заречной части Воскресенского района в дореволюционное время был князь Трубецкой. А одним из управляющих имением был прислан из Швейцарии Стюсся. Выжимая пот и кровь из баковских и воздвиженских крестьян в пользу князя, он не забывал и свой большой карман. Очень скоро Стюсся приобрел на территории нашего района около двух тысяч десятин леса и в несколько раз больше - на территории Ветлужского района (подальше .от любопытных глаз). Сам Стюсся стал крупным лесным собственником.


Взгляните на толщину стен дома, на железные решетки окон нижнего этажа, на тесный проход с площади во внутренний двор - это крепость в миниатюре. А если к этому добавить, что на месте двух восточных комнат редакции газеты был колодец, а под домом тайный подземный ход к реке, то станет очевидным страх Стюсси перед гневом народным. И этот гнев русского народа над ним разразился в 1918 году - все его дома, леса и богатства были национализированы, а сам вышвырнут из нашей страны.


С осени 1919 года начинается славная советская история этого дома. В нем разместился комитет «Ветрайлескома», образованный 8 октября 1919 года постановлением Главлескома ВСНХ. Штат работников «Ветрайлескома» был укомплектован старыми лесными специалистами, которых пугала вся новизна нового дела и широта его размаха. Дела «Ветрайлескома шли медленно, не соответствуя задачам времени. Об этом свидетельствует телеграмма председателя Варнавинского уездлескома Хохлова в Москву, в которой он написал: «всякие надежды на улучшение продовольственного снабжения со стороны местного (райлескома утрачены, до сих пор он не может наладить своего аппарата» (Ленинский сборник, том 36, стр. 90, 1959 г.). Эта телеграмма стала достоянием внимания В. И. Ленина (между 14-23 января 1920 года). В.И.Ленин на ней сделал два распоряжения: «Свидерскому для доклада в Совете Обороны. Дзержинскому копию: я прошу налечь на трудовую повинность».


В то же время из Баков, по решению Баковской лесной трудовой артели направляется в Москву к Ленину председатель артели Яков Федорович Баранов, бывший моряк с крейсера «Аврора» - участник штурма Зимнего, участник гражданской войны. Тревожась за судьбу выполнения плана лесозаготовок и сплава на Ветлуге, 13 апреля 1920 года В.И.Ленин подписал Декрет, подчеркивающий исключительную важность бассейна Ветлуги для снабжения лесными материалами Центра и Поволжья. И кроме того, с особыми полномочиями в Баки направляется комиссар реки Ветлуги Василий Яковлевич Саргин. Штаб комиссара разместился тоже в этом же доме.


С 15 июня 1923 года начинается новая история дома. Красные Баки стали центром огромного уезда, объединившего Варнавинский и Воскресенский уезды. В доме «Ветрайлескома» разместились Госбанк, уфинотдел, редакция уездной газеты, типография, детская комиссия. Сегодня сделаны и делаются некоторые перестройки и достройки, но основной остов дома остается.
Такова, кратко, история одного из домов Красных Баков.
 
"Вперёд",
28 июля 1979 г.
 
 



Н.Г. Тумаков
Площадь Свободы Красных Баков


Центральная площадь - самая старая часть нашего поселка. Ее история богата многими событиями. Поднимем же завесу над прошлым и заглянем на его еще не истлевшие страницы. 7 - 6 веков тому назад здесь рос могучий елово-пихтовый лес до самой кромки берега Ветлуги. С высокого обрывистого берега далеко было видно верхнее и нижнее плёсо реки. Такие места любили древние марийцы. Вот и здесь, у самого обрыва правого коренного берега, стояло марийское поселение, погибшее в 1374 году.

В XV веке здесь оставили свои следы русские люди, но они еще не создали постоянного селения. Только после покорения Казанского татарского ханства Иваном Грозным (1552 г.) здесь срубили и поставили навечно свои избы русские люди. Но не вольными людьми пришли они сюда - их послал нижегородский воевода Василь Горжб-Столпин, чтобы держать на Ветлуге перевоз на важной военной и торговой дороге того времени из Н.Новгорода на Вятку. Нелегко здесь жилось русским людям. Трудна была пашня, расчищаемая из-под могучего древнего леса, а еще тяжелее - ноша барских повинностей. И когда в 1670 году пришел на Ветлугу разинский атаман Илья Долгополов, сделав Баки центром сосредоточения своих отрядов, все русские люди вступили в его отряд. Они. громили боярские и княжеские вотчины по всей Ветлуге, сожгли Варнавинский и Макарьевский на Унже монастыри. Но не было еще у них сил справиться с царскими карательными отрядами, обложившими Ветлугу с севера и с юга. По всем русским деревням неслись стоны раненых, изуродованных крестьян, плач осиротевших детей, овдовевших матерей, бродивших без крова на месте сожженных селений. Море крови лилось по Ветлуге. Пока не найдено всех документов, свидетельствующих о зверствах царских карателей, но и те, что найдены, говорят о возмутительной жестокости: «Людей многих казнил смертью, а иных сек кнутом и персты отрубал»..., с похвальбой сообщал царю воевода Карандеев.


Зверства карателей не испугали смелых людей. Вновь здесь вспыхнули крупные выступления крестьян Баков в 1744 и 1752 годах. Но воля восставших вновь была сломлена карательными отрядами царя. Есть народное предание, что тела замученных и казненных людей похоронены на месте современной центральной площади.


В 1862 году на этой же площади, перед барским домом князя Трубецкого, секли розгами крестьян деревни Большие Поляны, когда их гнали в варнавинскую тюрьму.


Через эту площадь в марте 1904 года после суда в Баках уводили в варнавинскую тюрьму участников первой в истории Ветлужского края попытки организовать первомайскую демонстрацию в деревне Зашильское, возглавленную Иваном Николаевичем Дурновым, Сотниковым, Илюшиным, Соловьевым.


Через эту площадь в 1910 году уводили учителя Баковской начальной школы Андрея Кондратьевича Воробьева за организацию первой в истории края воскресной школы для взрослых.
Но грянул гром Великого Октября, и рассыпались цепи капитализма, душившего трудовой народ. И в первые дни восстания, в колыбели революции, в боевых отрядах, штурмовавших Зимний, были наши земляки из Баков - матрос с крейсера «Аврора» Яков Федорович Баранов и солдат революционного Павловского полка Василий Федорович Баранов, многократно шагавшие по этой баковской площади до революции и после нее.


В грозные дни августа 1918 года, когда здесь, на площади, контрреволюционные силы Баков попытались поднять свою грязную руку на социалистические завоевания народа, первые коммунисты Баков - Николай Яковлевич Шаров, Василий Петрович Соколов, Андрей Герасимович Маралов нашли в себе мужество выступить перед толпой, возбужденной контрреволюционными агитаторами, рассказать народу правду о Советской власти и тем самым сорвать затею организаторов антисоветского митинга.


7 ноября 1918 года граждане Баков отмечали первую годовщину Октябрьской революции. Праздничная колонна, возглавленная волостным военным комиссаром Андреем Сергеевичем Поярковым, торжественно прошла через центральную площадь, положив начало ежегодным юбилейным торжествам. 22 января 1924 года на этой площади прогремели траурные залпы Баковского отряда ЧОН в час похорон В.И.Ленина.


В суровые дни июня 1941 года с этой площади провожали на фронт Великой Отечественной войны своих отцов, мужей, сыновей, рабочих, колхозников, партийных и советских работников района. Среди уходивших на фронт были коммунисты-добровольцы А.М.Лебедев, Г.Я.Ковшарев, М.В.Козлов, А.И.Шепелев, И.К.Тереханов, М.А.Юзин; работники райкома партии В.И.Лебедев, Н.Г.Тюлин, В.В.Смородов, М.Ф.Щепочкин, К.Ф.Таланов; члены исполкома районного Совета: А.В.Барабохин, Ф.Ф.Синявин, В.С.Коммерческий, Г.И.Белов, Н.В.Смирнов. Уходили на фронт 36 механизаторов Краснобаковской МТС, сменивших тракторы на танки.

Здесь же в мае 1944 года граждане Баков отмечали радостное событие - освобождение нашей советской земли от фашистской нечисти. 9 мая 1945 года на площади, а потом в Доме культуры торжественно праздновали краснобаковцы День Победы.


3 августа 1963 года решением исполкома Краснобаковского Совета центральной площади Красных Баков присвоено наименование площадь Свободы, а улице, подходящей к площади, присвоено наименование улицы Свободы.


9 мая 1965 года на площади Свободы открыт мемориал и на обелисках золотыми буквами записаны имена краснобаковцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Кроме того, сооружен памятник на братской могиле воинов, умерших от ран в военном госпитале Красных Баков. 
На самом возвышенном месте площади Свободы сооружена Доска Почета, на которой представлены фотографии лучших производственников района. Установлен флаг Трудовой славы, который торжественно поднимается в дни 1 Мая и 7 ноября в честь организаций района и передовиков, ставших победителями в социалистическом соревновании.
Наш народ навсегда сохранит память о тех событиях, которые проходили здесь, на века сохранит память о тех, кто отдал свои прекрасные жизни за счастье и радость трудового народа. И пусть в памяти каждого, проходящего через площадь Свободы Красных Баков, воскреснут ее история и имена тех людей, которые творили эти героические дела. Очевидцы воскресят их имена в своих воспоминаниях и передадут молодому, растущему поколению.


2007 г. Вид Красных Баков
с высоты птичьего полета