Размер шрифта

http://www.krbaki.ru/block/style.css http://www.krbaki.ru/block/style2.css http://www.krbaki.ru/block/style3.css

 

 

Последнее обновление:05.12.2016

О районе. История

 

К.Вихарева

Водный участок пути


Группа «Поиск», созданная энтузиастами не так давно при детской районной библиотеке, приступила к работе по новой интересной и еще мало известной широкому кругу теме об истории возникновения и развития в Краснобаковском районе водного участка пути. За основу взята работа о Ветлужском техническом участке пути Б. Н. Харчевникова, участника Сталинградской битвы, после войны долгие годы проработавшего в участке главным экономистом. Соавтором его является А. И. Журавлев, главный инженер Ветлужского района водных путей и судоходства. Он продолжил дело, начатое Харчевниковым, отразил в работе последующие годы развития участка, отредактировал ее и оформил фотографиями. Сделано три экземпляра. Один подарен краеведческому музею, другой направлен в вышестоящую инстанцию водников, третий хранится в ВРВПС. Главная задача группы «Поиск» - рассказать о людях, связавших свою жизнь и трудовую деятельность с рекой Ветлугой. Предлагаем вашему вниманию материал К. А. Вихаревой на эту тему.
И. Грунина


Где-то есть река Ветлуга

Много рек от края и до края
По земле российской течет.
А для нас Ветлуга - родная,
Ей у нас любовь и почет.
 
К. Панфилова.
«Ядровская княгиня»

Река Ветлуга является крупным притоком Волги. Общая протяженность ее 889 километров. Исток Ветлуги находится в Кировской области в 12 км от станции Свеча. Протекает река по Кировской области (163 км), по Костромской (298 км), далее по Нижегородской (323 км). В своем нижнем течении (более 100 км) проходит по территории республики Марий Эл. Чуть выше Козьмодемьянска впадает в Волгу. Сейчас устье Ветлуги залито водами Чебоксарского водохранилища. Рождаясь маленьким ручейком, она направляется сначала к северу, потом, слившись с крупными правыми притоками Вохмой и Пыщугом, направляет свои воды к югу. Слева в нее впадает Уста. Слившись мощным потоком, они вливаются в Волгу. Происхождение названия реки Ветлуги объясняют по-разному. Одни считают, что в основе слово «ветла» (пo-рyccки «ива»). Окончание «уга» видоизмененное финское слово «иока», что означает «река». Другие считают, что название Ветлуги происходит от марийских слов «ветели» - чайки и «иуга» - река, что означает река чаек. Краеведом Н. Г. Тумаковым записана красивая легенда о русской девушке с милым именем Луга, утонувшей вместе с любимым под ветлами, дабы не стать женой ненавистного татарского князя Мурзы.
Принято делить течение реки на три части - верхнее, среднее и нижнее. Северное, верхнее от истока до впадения с правого берега реки Пыщуг, - это типичная равнинная река. Ширина русла не превышает 50 метров, глубина на плесе - не более 1,5 м. Дно илистое или песчаное, реже глинистое. В русле много перекатов. Центральная часть - от реки Пыщуг до впадения Усты. Ширина русла 100-150 м, глубина - 2-3 м. Дно ровное, песчаное, местами илистое. Южная часть реки протекает по песчаной Марийской низине. Русло от 130 до 150 м, глубина 3 м. Берега Ветлуги разные: то низкие, заболоченные, то с отвесными утесами, на которых вскрываются пестро-красные породы. Встречаются и скалистые обрывы, с которых открывается широкая панорама бесконечных заветлужских лесов. Исключительно красивы в половодье плесы под селом Богородское Варнавинского района, под селом Дмитриевское Краснобаковского, под деревней Щербачихой Воскресенского. Много и других красивых мест на Ветлуге. Река, не похожая ни на одну другую, строптивая и кормящая, описана П. И. Мельниковым, А. Ф. Писемским. В. Г. Короленко в рассказе «Река играет» называет ее милой, шаловливой, взыгравшейся.
Ветлуга - река судоходная. Первые поселенцы пользовались в качестве транспортных средств «ботниками». Берега Ветлуги изобиловали зарослями осины и осокоря. Старая осина часто имела гнилую сердцевину. Эта особенность была использована первыми русскими поселенцами для производства небольших лодок на 2-3 человека, получивших название «ботник» или «ботничек». Это были легкие, быстроходные суденышки, управлявшиеся шестом, кормовым веслом. Они свободно могли перетаскиваться одним человеком с речки на речку, с озера на озеро. «Ботник» считался прекрасным плавсредством для рыбака или охотника. Кстати, в некоторых поселениях на Ветлуге и ее притоках они сохранились и используются до сих пор. Позднее появились лодки из теса. Когда по Ветлуге начался сплав ценных лесных материалов, не подлежащих намоканию, стали строить деревянные баржи, беляны. Датой появления первых пароходов на Ветлуге старожилы называют 1878 год. Самым первым из них был «Ерш» - небольшое суденышко.
Массовый сплав леса в конце XIX века, а с ним и массовое движение людей привели к быстрому росту речного флота на Ветлуге. Это были тихоходные пароходики с гребным большим колесом на корме: «Иван», принадлежащий варнавинскому купцу Попову, «Елизавета» военного инженера Ставицкого из Сквозняков. Ветлужский купец Чиркин построил пассажирские пароходы «Петр», «Леонид», «Василий» и буксир «Миша». В 1912 году появился грузопассажирский пароход «Коммерсант». Все эти суда были национализированы после революции 1917 года и использовались долгое время Советской властью. После Великой Отечественной войны изменились все виды пассажирского и грузового флота. Появились мощные буксиры, самоходные баржи, легкие пассажирские суда типа «Метеора» и «Ракеты».
Грузопоток по Ветлуге был очень большой. Вниз по течению с верховьев везли лесные материалы, хлеб, лен, а с Волги строительные и промышленные грузы, минеральные удобрения и другие товары. Роль Ветлуги в экономическом развитии Поветлужья велика. Река служила людям более 300 лет, являлась «большой дорогой», обеспечивающей связь с Волгой, главной торговой магистралью России. Водный путь был районообразующим в среднем Поветлужье для крупных торговых сел с лесопромышленной экономикой: это Красные Баки, Варнавино, Воскресенское, город Ветлуга.
В 1939 году в Красных Баках открывается технический участок пути для улучшения и совершенствования судоходных условий на реке Ветлуге. По своей гидрографической характеристике, растительному и животному миру, да и просто восприятию человеком Ветлуга - типично русская река. Тот, кто хоть раз побывал на этой реке или ее притоках, навсегда запомнит неброскую спокойную красоту: утренние туманы над водой, сказочную торжественность ветлужских лесов, небо, отражающееся в водной глади, деревеньки и города на речных берегах.

От шагов моих начальных,
От шагов прощальных
След остался на печальных
Берегах песчаных.
Ни зимою, ни весною
Этот след не смою
Ни грозою, ни слезою,
Ни волной речной.


Рождение ВТУПа

Русло реки Ветлуги в основном песчаное, а поэтому ежегодно происходит его переформирование. Это приводит к появлению большого количества участков с малыми глубинами. На некоторых из них в отдельные годы глубина не превышала 30-40 см. Для успешной работы транспортного флота по перевозке грузов необходим достаточно глубоководный чистый речной путь. Путевые работы по обстановке реки судоходными знаками, углублению и очистке русла начали производиться давно и осуществлялись до 1937 года службой пути и связи Волжского речного пароходства. В 1937 году служба пути была отделена от пароходства и образовано Волжское бассейновое управление с центром в городе Горьком. Низовыми организациями являлись технические участки пути.
На реках Ветлуге и Суре был организован технический участок пути, контора которого располагалась в городе Козьмодемьянске. Общая протяженность речного пути составляла 1166 км, из них 792 км по реке Ветлуге. При такой протяженности и наличии двух отдельных рек, удаленных друг от друга на значительное расстояние, добиться быстрого улучшения судоходных условий было трудно. И в 1939 году произошло разделение. Центром Ветлужского техучастка стал поселок Красные Баки, расположенный в 226 км от устья Ветлуги. Собственного помещения под контору у техучастка не имелось. Помещение арендовалось в частном доме №20 на улице Овражной. Этому дому более 100 лет. Он имеет свою историю. Строил дом Иван Николаевич Барышев. У него имелись две кузницы под горой, постоялый двор. Сам И. Н. Барышев работал приказчиком у князя А. П. Трубецкого, который и помог построить красивый большой двухэтажный дом. Для этого выделил земельный участок, отпустил лес, а может, предоставил и денежную ссуду. В доме часто останавливались управляющие Трубецкого. В нем висел большой портрет князя. У И. Н. Барышева было четверо сыновей, двое из них, Николай и Геннадий, стали капитанами, водили суда по Ветлуге. Сын Павел продолжил дело отца - стал кузнецом. Четвертый сын Михаил погиб в Кронштадте. По рассказам родственников, произошло это или в годы революции 1917 года, или во время кронштадтского мятежа 1921 года, а может, позднее. При смене хозяев дома многое было утеряно: старинная мебель, иконостас, фотографии. Но А. П. Клешниной удалось спасти одну фотографию, которую она передала в районный музей. На ней выпускники машинной школы балтийского флота 1917 года, г. Кронштадт. Под номером 24 Михаил Барышев.
Ветлужский техучасток работал в доме Барышевых 10 лет. Кроме этого, арендовал магазин для водников у Перловых. В 1949 году построили собственное деревянное здание на Верхней Слободе, а в 1982 году - каменное двухэтажное. Сейчас там находятся налоговая инспекция и другие организации. Первым начальником ВТУПа назначен Сергей Васильевич Зубрилов, волжский капитан, с высшим образованием и большим опытом организаторской работы. Он сыграл важную роль в период организации техучастка, его работе в годы Великой Отечественной войны, а также в создании материальной базы участка и формировании коллектива. Вместе с ним приехала и молодой врач Любовь Федоровна Медведева, которая всю жизнь проработала хирургом в районной больнице. Они построили в Красных Баках большой добротный дом, развели сад. У них была дочь, которая впоследствии продала дом и уехала в Калининград.
Ветлуга протекает по районам, богатым лесом, льном и хлебом. В те годы, в условиях недостаточно развитой сети железных дорог, река имела особенно большое значение как транспортная артерия для перевозки народно-хозяйственных грузов и населения, проживающего в городах и поселках по берегам рек. С 1940 по 1950 годы средне-навигационный объем грузоперевозок по Ветлуге составлял 580 тысяч тонн, из них лесные материалы составляли 480 тысяч тонн, или 600 тысяч кубометров. В последующие годы объем перевозок вырос в 2,8 раза. Годом наибольшего развития грузопотока по Ветлуге стал 1961 год - 2,4 млн. тонн. Перевозками грузов по реке занимались Ветлужское управление, а также сплавные конторы, орсы и другие организации.
 

ВТУП в годы войны

Великая Отечественная война застала Ветлужский техучасток в период его организационного становления. Там только началась организация путевых работ и создание материальной базы на реке Ветлуге. Война нарушила эти планы и поставила новые задачи.
К началу войны техучасток имел 4 выправительных, одну взрывную и одну изыскательную партию, флот состоял из 4-х самоходных судов, 9 брондвахт, 3 карчекранов и 5 дощенников. В условиях войны при недостатке кадров, ограниченности материальных ресурсов и топлива необходимо было обеспечить поддержание судоходных условий на реке Ветлуге и перевозку важнейших народно-хозяйственных грузов.
С начала войны информационные бюллетени о состоянии речного пути использовались только для служебного пользования. Применялась частичная светомаскировка обстановочных знаков (бакенов, буев). Сразу же стал ощущаться недостаток в жидком топливе. Два мотокатера, работающие на керосине, с июля 1941 года были поставлены на отстой, катеры №27 и №1 переоборудованы на газогенераторное топливо. Были построены чурочные склады на пристанях Красные Баки, Успенское и других. На них из заготовленных дров производилась вручную распиловка чурки для газоходов длиной 20 см, 10 см только твердых пород (дуб и береза). Всего за навигацию потреблялось 1500 кубометров чурки.
Работа по заготовке чурки была трудоемкой и требовала больших затрат человеческого труда. В 1942 году перед техучастком была поставлена задача: в межнавигационный период организовать заготовку дров и деловой древесины и для других техучастков. Особенно широкий размах работа приняла зимой 1942-1943 годов. Вывозку предполагалось производить на лошадях, для чего техучастку были выделены наряды на привлечение конного транспорта из колхозов Марийской АССР, но транспорт колхозами выделялся плохо. Было решено применять вывозку на салазках ручным способом. Всего за годы войны техучастком было заготовлено дров более 25 тысяч кубометров и деловой древесины более 1500 кубометров. Значительную часть отправили в город Горький и другим техучасткам водным путем.
В это же время перед техучастком встал большой и сложный вопрос: организовать своими силами ремонт имеющегося самоходного и несамоходного флота, раньше флот ремонтировался в основном в Волжских затонах и затонах им. Михеева. Стояла задача создать собственную судоремонтную базу. В 1943 году на берегу старицы реки Ветлуги, вблизи дома отдыха «Лесной курорт», в 5 км от Красных Баков, такая база появилась. На этом месте перед войной была построена турбаза: имелись небольшое здание конторы и ряд легких тесовых павильонов.
Место для судоремонтной базы оказалось очень удачным как в смысле расположения, так и в смысле обеспечения безопасности отстоя судов от осеннего и весеннего ледохода. Павильоны были утеплены опилком, в самом большом из них размещалась ремонтная мастерская, а остальные павильоны приспособлены под жилье. В этот затон осенью 1943 года был поставлен на зимний судоремонт весь флот техучастка в количестве 23 единиц.
Ремонт флота в новом затоне проходил в трудных условиях. Сказались отсутствие оборудования, недостаточная квалификация специалистов-судоремонтников. Значительная часть работ выполнялась другими организациями, такими, как лесозавод «Ударник» и особенно затон им. Михеева Ветлужского агентства пароходства. Несмотря на трудности ремонт флота был сделан своевременно и суда вышли в навигацию 1944 года.
9 мая 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР на морском и речном транспорте было введено военное положение, что значительно укрепило дисциплину и порядок на речном транспорте. В 1943 году перед коллективом Ветлужского техучастка пути была поставлена задача большой государственной важности: организовать обстановку верховьев реки Ветлуги для работы волжских судов по вывозу из глубинных районов Горьковской, Костромской, Вологодской областей хлеба и льна, скопившихся в годы войны и не вывезенных из-за бездорожья. Эту задачу выполнили летом 1943 года. Было изготовлено и установлено 290 береговых обстановочных знаков (буев, бакенов). Весной 1944 года Волжское пароходство вывезло более 5 тысяч тонн хлебных грузов. Работники техучастка также проводили караваны судов через затруднительные перекаты. За выполнение этой операции они получили благодарность Государственного комитета обороны.
Работа по поддержанию судоходных условий проходила в тяжелых условиях: сказывался недостаток кадров, из-за чего самоходные суда работали в одну смену, не хватало топлива и керосина для освещения знаков. Среди работников обстановки 46% составляли женщины, которые, надо сказать, неплохо справлялись с делом.
В годы войны техучасток организовал подсобное хозяйство. В подшефном колхозе д. Ядрово было засеяно 12 гектаров земли, организован сбор грибов, создана рыболовная бригада, кроме того, в затоне содержались 10 голов свиней, разводились гуси. Это дало возможность организовать для рабочих затона в зимнее время общественное питание. Речники-путейцы своим самоотверженным трудом обеспечивали успешную работу техучастка в военный период. Возглавлял техучасток в то время С. В. Зубрилов, главным инженером был К. К. Ромашов.


Так поддерживали судоходные условия на Ветлуге

Нормальные путевые условия характеризуются глубиной и шириной судового хода. По этим показателям техническому участку ежегодно устанавливаются плановые задания: гарантийная и дифференцированная глубина. Гарантийная глубина должна выдерживаться в течение всей навигации вне зависимости от колебания уровня воды. При дифференцированной глубине учитывается уровень воды. В 1939-1948 г.г. гарантийная глубина была 60 см на плесе (это участок реки, однородный по своим судоходным свойствам), пристань Ветлужская и устье Ветлуги протяженностью 235 км, а в 1975 году уже 85 см. Выдержать гарантийную глубину оказалось делом очень трудным.
 Наличие большого числа перекатов, недостаток технических средств, а главное, большой объем плотового сплава леса с частыми посадками и порчей перекатов не давали возможности быстро восстанавливать нарушенные глубины. На участке от пристани Ветлужская до устья Ветлуги имелись 52 переката, наиболее тяжелыми были Красноярский, Верхне-Благовещенский, Дубняковский, Баковский и другие. Наименьшие глубины доходили до 30-40 см вместо 60 сантиметров. В отдельные годы такие перекаты становились практически непроходимыми для судов. Ветлужское агентство пароходства объявляло «конвенцию», т. е. грузы к перевозке не принимались. Такие «конвенции» объявлялись в 1940, 1942 годах. Для технического участка пути они являлись отрицательными в работе. Обычные срывы гарантийной глубины повторялись часто, но быстро восстанавливались.
С 1962 года, когда в техучастке имелось 9 земснарядов, работающих на дноуглублении, впервые за послевоенный период стала выдерживаться гарантийная глубина. За 40 лет, с 1939 по 1979 годы, установленное задание по глубине было выполнено в течение 9 навигаций. Последующие 10 лет срыва глубин не наблюдалось. Появление большегабаритного флота на р. Ветлуге потребовало более качественной подготовки судоходных путей.
 Река Ветлуга протекает среди лесных массивов. Лесистые берега реки интенсивно разрушаются потоком воды. Это, а также большое количество сплавляемой древесины, способствовало значительному засорению русла реки карчами, обрушивающимися с берегов, и топляками, утерянными с плотов. Нередки были случаи утери тормозящего железа (лотов, якорей, цепей) с судов и плотов. Все эти предметы, попавшие в русло реки, являлись опасными препятствиями для судоходства. Поэтому дноочищению на реке Ветлуге уделялось особое внимание.
Для дноочищения технический участок пути в 1939 году располагал тремя карчекранами. Они могли поднять затонувшие деревья, пни, такелаж, но снаряды были сильно изношены, использовался примитивный метод извлечения предметов вручную, недостаточным было оснащение вспомогательным флотом (лодками, завознями). Поэтому работали только на малой глубине. Систематически ощущался недостаток брандвахт для жилья. План по дноочищению не выполнялся. Имели место аварии.
В 50-х годах техучасток получил еще 5 карчекранов, более усовершенствованных. В дальнейшие годы техника прибывала. В 1949 году техучасток получил водолазную станцию. С получением ее повысил производительность кранов. Водолазами на Ветлуге продолжительное время работали Е. А. Сизов, Н. Е. Вахолков и П. Ф. Баев.
Петр Федорович Баев родом из Астраханской области, окончил школу водолазов. Работал на подъеме затонувших судов в годы советско-финской и Великой Отечественной войн в морях Северного флота. После войны женился на учительнице Марии Петровне. Первый ребенок был больной, и врачи посоветовали им сменить климат. Он обратился в Горьковское пароходство и ему дали направление на р. Ветлугу. Так появился в Красных Баках человек с редкой для нашей местности профессией. Его дочь С. П. Сержова, директор Дома культуры в Затоне, собрала материал, фотографии о Ветлужском техническом участке пути, понимая огромную роль этой организации республиканского значения в истории нашего района.
Водолазная станция работала до 1965 года, часть водолазов уволилась с работы, а укомплектовать станцию новым составом не удалось.
Из русла реки ежегодно удалялось до 5 тысяч тонн различных препятствий. С развитием дноочистительных работ на Ветлуге резко снизилась аварийность с транспортным флотом. Последние годы (1967- 1988 гг.) аварий не было. Длительное время работал на дноочистительных снарядах старшина Александр Дмитриевич Царьков. Вся жизнь его прошла на водном транспорте, он награжден орденом Ленина.


Речники

Ко времени организации техучастка самоходный флот состоял из четырех единиц плавсредств (двух газоходов и двух катеров), а несамоходный - из четырнадцати (восьми брандвахт, трех карчекранов и другой техники). К 80-м годам во флоте было уже сто единиц. Кроме того, флот изменился качественно. Старые брандвахты имели тесовое покрытие. Оно плохо удерживало тепло, весной и осенью становилось холодно, а ведь многие речники плавали с детьми и женами. Новые брандвахты были сделаны из бруса с облицовкой из рейки, с центральным отоплением, электроосвещением, установкой для очистки воды. Имелись телевизор, стиральная машина и другие удобства, отвечающие современным требованиям.
Живым свидетелем развития технического участка пути, его активным участником является В. Т. Мосунов. На недавний день поселка Затон он был приглашен как почетный гость. Василий Тимофеевич проработал в Ветлужском техучастке пути 43 года, занимал разные должности, начиная с механика газохода, затем был заместителем начальника ВТУПа, главным инженером судоремонтных мастерских, отвечал за работу всех судов.
Родом В. Т. Мосунов из села Роженцово Шарангского района. Учился в сельской школе. Семья была большая: семь братьев и сестер. До третьего класса Василий ходил в школу в лаптях, потом сшили ему на заказ кожаные сапоги. Однажды в село приехал магазин-торгсин. Вася выменял серебряный футляр от часов на отрез материала, из которого сестра сшила ему рубашку-косоворотку. И вот он первый раз сфотографировался с товарищами в новом наряде. Лицо открытое, взгляд целеустремленный. А через три года с небольшим этот мальчик станет учителем начальной школы.
Он ни разу не бывал в городе, не видел ни железной дороги, ни поезда, но имел большое желание учиться. После окончания 7 классов пошел пешком за 80 километров до ближайшей станции Урень и прибыл в г. Горький, нашел речной техникум, успешно сдал вступительные экзамены. Но проучился всего один месяц и вернулся в родную деревню. Ностальгия по дому, родным, товарищам дала о себе знать. Директор техникума беседовал с ним, но безуспешно. Последние слова директора были: «Все равно вернешься к нам». Прибыл Василий домой, ему предложили работать учителем. Он согласился. Купил галоши для важности, а в грязь осенью и весной, чтобы не испортились, надевал на них лапоточки. Успешно проработал год в школе, поступил в педучилище на заочное отделение, сдал все экзамены за год, получил в подарок гитару. Но снова вернулся в Горький, снова сдавал вступительные экзамены в речной техникум и окончил его в 1941 году в основном с отличными оценками. И с 1942 по 1984 годы проработал в Ветлужском техническом участке пути. Всю трудовую жизнь отдал В. Т. Мосунов реке Ветлуге, полюбил эту красавицу, людей. Здесь женился. Сейчас на пенсии. Живет со своей старшей дочерью Ниной Васильевной, которая, окончив университет, проработала всю жизнь в отделе кадров речфлота Нижнего Новгорода. Когда в 1943 году на речном флоте было введено военное положение, Василию Тимофеевичу присвоили звание техник-лейтенант.
В 1944 году Затон получил задание приступить к строительству баржи грузоподъемностью 200 тонн для Волги. Выделили участок леса. В условиях отсутствия пилорамы и другого деревообрабатывающего оборудования это задание было сложным. Все работы выполнялись вручную. Баржа строилась дедовским, вековым, методом. Работа начиналась с заготовки кокар (копаней) в лесу, то есть выбиралось дерево с мощной корневой системой, и дерево выкапывалось с корнем, затем его вывозили из лесу. Топором обрабатывали, делали брус с кривизной, распиливали дерево дольными пилами. Гвозди и болты делали в кузнице. Плотники были высокой квалификации, из близлежащих селений. Постройка баржи не являлась чем-то особым. Работу выполнили качественно, баржу с «кокорной» конструкцией передали на Волгу. Это было первое судно, построенное в мастерских Затона. Руководил строительством В. Т. Мосунов. Впоследствии технология строительства барж, брандвахт была упрощена.
Василий Тимофеевич награжден орденом «Знак Почета», медалью «300 лет Российскому флоту», значком «Отличник социалистического соревнования Речного флота» и другими медалями. Сейчас В. Т. Мосунов на заслуженном отдыхе, старается вести активный образ жизни. Ныне вырастили с дочерью хороший урожай овощей. Зимой по вечерам вынимает свой любимый учебник по математике, вспоминает формулы и решает задачи.
Расцвет технического участка пути приходится на 60-70-е и начало 80-х годов. В это время увеличивается объем грузоперевозок по Ветлуге, увеличиваются плановые задания по углублению реки, поступает новая техника, количество работников в техучастке достигает более 700 человек.
Прибывают на работу выпускники Горьковского речного училища А. Н. Новожилов, А. В. Колотухин, В. П. Плетеневский, А. И. Журавлев и другие. Если с 1937 по 1945 годы техучасток располагал одной изыскательской партией, то с 60-х годов их было четыре. Изыскания на реке Ветлуге заключались в изучении русла реки, контроле за правильностью расстановки обстановочных знаков (бакенов, буев), корректировки лоцманской карты.
Изыскательские работы охватывали участок от города Ветлуги до устья реки протяженностью 396 км. Производилось 250 - 300 съемок за навигацию (раньше работы велись до пристани Ветлужская, съемок делалось 50 - 60). Изыскательские партии обеспечивались моторными лодками. На самоходных брандвахтах были сделаны палубные надстройки с помещением для чертежей и столовой. Для промерных работ стал применяться эхолот, раньше промеры глубин производились вручную с лодки с веслами. В ремонтно-механических мастерских были построены специальные промерные катера. Большая работа проделана изыскательскими партиями по подготовке материала для очередного издания лоцманской карты реки Ветлуги. Выполнена сплошная съемка реки на участке от Ветлуги до устья. Многие годы в изыскательских партиях работали В. П. Власенко, награжденный Знаком Почета, А. М. Цветков, старший техник Е. К. Мухина.
В 1961 году на Ветлугу по направлению приезжает Алексей Иванович Журавлев. Родом он из Кировской области, Яранского района. Отец погиб на фронте в 1942 году. У матери на руках трое сыновей: старшему 8 лет, близнецам по три года. Мать работала в колхозе. Нелегкое было детство у детей. Рано познали тяжелый труд. На фотографии стоят двойняшки - семиклассники Павел и Алексей. На их печальных, задумчивых лицах ни одной искринки радости. Пути братьев расходятся после окончания семи классов. Павел поступает в техникум, а Алексей заканчивает десять классов и поступает в речное училище в г. Горький. Учится прилежно, хорошо. После окончания получает право выбора направления на работу в числе лучших трех учащихся... Он выбрал реку Ветлугу. А. И. Журавлев работает в изыскательской партии, становится начальником.
Большинство молодых специалистов продолжает учиться дальше: А. Н. Новожилов, И. Ф. Недорезов поступают в Горьковский институт водного транспорта, А. И. Журавлев, А. В. Колотухин - в Ленинградский институт водного транспорта. Все получают высшее образование, а Б. А. Самогин окончил аспирантуру при Ленинградском институте водного транспорта и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Выправительные работы на реке Ветлуге» и стал преподавателем в Горьковском институте водного транспорта. В 1971 году А. И. Журавлев назначен главным инженером техучастка и работает в этой должности до сих пор. Он внес большой вклад в улучшение судоходных условий устьевого участка реки Ветлуги. Это серьезный, ответственный работник. В Красных Баках женился на Нине Васильевне Козыревой, молодой учительнице. Их сын окончил Петербургскую военно-инженерную академию имени Можайского.
Я несколько раз была в семье Журавлевых. Везде чувствуется рука трудолюбивых хозяев. Каждый уголок и в доме, и на приусадебном участке обустроен с любовью. Везде порядок. Вот так бы обустроить все Красные Баки, всю Россию. Как раз об этом говорил А. Солженицын 15 лет тому назад в своей работе «Как обустроить Россию». Начинать надо с малого, а выльется в большое дело. Алексей Иванович - человек основательный, надежный, остро переживает за судьбу реки Ветлуги. Такие люди нужны России, на них держится страна.


Затон - школа жизни

Выправительные работы на реке Ветлуге, как средство дноуглубления, имеют значительную давность. До 1937 года применялись почти исключительно хворостяные плетни. Они сужали русло реки, увеличивали скорость потока воды, что приводило к углублению. С 1940 года Ветлужский техучасток приступил к коренной перестройке выправительных работ. Большим знатоком выправительных работ был Ф. Ф. Щукин - в 1948-49 гг. главный инженер техучастка. Его конструкция «хворостяной щит» пришла на смену легким плетням и долгие годы применялась на реке Ветлуге. Отличалась простотой изготовления и давала хорошие результаты. Например, Благовещенский перекат долгое время являлся одним из самых тяжелых перекатов на Ветлуге, затруднял судоходство. После постройки на нем в 1950-51 годах сооружений из хворостяных щитов инженера Щукина проблема была решена на целый ряд лет.
В дальнейшем в техучасток поступает новая техника - земснаряды. Выправительные работы стали проводиться в комплексе с землечерпанием. Строили сооружения из намывного грунта с последующим покрытием его хворостяными тюфяками. Такие работы проводились на Дубняковском, Гулихинском, Галибихинских и других перекатах. С 1938 года использовалось на Ветлуге взрывное дноуглубление. Но в 1960 году взрывные работы были прекращены. Одной из причин явилась забота о сохранении рыбных запасов на реке.
Более 10 лет (1964-76 гг.) проработал на выправительных работах Николай Иванович Кочнев. Устроился матросом на земснаряд после окончания 8-го класса Краснобаковской школы. Ему не было и 16 лет. Затон для него стал школой жизни. Условия для работы, жизни, учебы были там неплохие. Для молодежи построили общежитие, работала столовая. В свободное время ходили в клуб, где собиралось много народа, показывали кино, проводились танцы. В Затоне Н. И. Кочнев приобрел ряд специальностей. Сначала окончил курсы мотористов, затем в Чкаловске курсы командующего состава и поступил учиться в Горьковское речное училище, филиал которого находился на Лесном курорте. Руководил земснарядом, на котором работали в три вахты. Жили на брандвахте. Здесь в Затоне Николай и женился. У него самые теплые воспоминания о работе в Ветлужском техническом участке пути.
Александр Павлович Веселов родом из Ивановской области. Прибыл в Ветлужский техучасток в 1961 году после окончания речного ремесленного училища в г. Чкаловске. Начинал работать мотористом на земснаряде, а закончил капитаном самоходного судна. Это самоходное судно водило земснаряды, баржи и другую технику от переката к перекату. Вместе с ним на судне работала его жена Надежда Николаевна в должности матроса-повара. Одновременно Александр Павлович учился. Сначала ходил пешком с товарищами В. Л. Тумановым и А. П. Коробейниковым в Ветлужскую школу рабочей молодежи. Затем поступил в Горьковское имени И. П. Кулибина речное училище на заочное отделение. На Лесном курорте работало два отделения: гидротехников и эксплуатации силовых судовых установок. В 1978 году А. П. Веселов окончил училище и стал капитаном. В трудовой книжке у него одно место работы: Ветлужский технический участок пути, которому отдано 36 лет его трудовой деятельности.
П. И. Левашев прибыл в Затон с Рахмановских судоремонтных мастерских в связи с затоплением их Горьковским водохранилищем. Сюда приехало много семей: Веселовы, Зубковы, Павловы, Кузовенины и другие. Петр Иванович проработал в Затоне 56 лет, с 1949 по 2004 год. Начинал судоплотником, потом был шофером, а с 1986 года - старшим механиком транспортного участка. В его ведении было 14 единиц автотранспорта.
В 1962 году на Лесном курорте было открыто два класса (7-й и 8-й) от Краснобаковской школы рабочей молодежи. В школе работали учителя А. И. Перлова, В. В. Смолина, Б. Е. Синицын, Н. С. Тарасова и другие. Осенью и весной учителей привозили на Лесной курорт на катере (капитан Канода), а зимой предоставляли лошадь с санями. Все были молоды, жизнерадостны, почти одного возраста и учителя, и ученики. Петр Иванович - прекрасный рассказчик, помнит многие интересные факты, детали из своей учебы в школе. Вспоминает один урок литературы. Молодая тогда учительница Валентина Васильевна Смолина задала на дом наизусть «Песню о буревестнике» М. Горького. Все зашумели, что не справятся. Но она была непреклонна. И вот наступил урок литературы. Учительница объявила, что кто первый выйдет отвечать, тому за храбрость пятерка. Конечно, никто не решался, тогда весь класс попросил выйти лучшего ученика. Этот ученик начал словами Горького: «Над седой равниной моря гордо реет буревестник...» и остановился. Класс затих. Тогда он своими словами, под свою какую-то рифму с выражением рассказал всю «Песню» и закончил словами Горького: «Пусть сильнее грянет буря». Учительница закричала: «Пять с плюсом!» Все разразились смехом и до конца урока обсуждали его выступление. Прошло более 40 лет, а ученики помнят этот урок, помнят своих учителей, вспоминают их добрым словом. Но и учителя тоже помнят своих взрослых учеников. В конце 50-х годов учились из Затона Троицкий, Павлов, Морев и другие. Что их отличало? Дисциплинированность, серьезное отношение к учебе, уважение к учителю. Впоследствии все они заняли руководящие посты во ВТУПе.


Судоходная обстановка

Затруднительные участки для судоходства реки Ветлуги оснащались плавучими (бакены, буи, вешки) и береговыми знаками. В 1938 году протяженность обставляемых путей по Ветлуге и ее притокам составляла 753 км. Служба обстановки была разбита на 7 участков. В верховьях Ветлуги обстановка содержалась только в период весеннего паводка, а на остальных участках в течение всей навигации. В 1938 году использовалось 287 береговых знаков, 158 плавучих, 1570 грунтовых вешек. Обслуживали обстановку 232 человека, в том числе 206 бакенщиков.
Роль бакенщика являлась ведущей. Он каждое утро должен был прочистить стекла в фонарях, заправить керосином, а вечером развезти их в бакены и зажечь. Материальная база была слабой. Передвижения по участку осуществлялось на гребных лодках. В каждой по два гребца. Бакенщик нередко с целью удержания глубин отыскивал новые хода, выполнял простейшие выправительные работы. Бытовые условия бакенщиков были не на высоком уровне. В работе им часто помогали домочадцы. Через каждые 3-5 километров по Ветлуге жили и работали семьи бакенщиков: в д. Дубняки - Кругловы, в д. Лысице - Алберовы, в д. Гулихе - Коряжины и др.
В период Великой Отечественной войны среди работников обстановки 45 процентов составляли женщины. Послевоенное увеличение грузоперевозок по реке Ветлуге потребовало качественного улучшения обстановки. Протяженность обслуживаемых путей увеличилась до 798 километров, число обстановочных знаков - в 5 раз, а численность работников - в 2 раза. С 1955 года с введением электрификации и автоматизации обстановочных знаков стала прибывать новая техника - моторные лодки. С 1961 года вместо должности «бакенщик» была введена новая: «постовой рабочий-моторист». В дальнейшем в целях удешевления стоимости содержания обстановочных знаков стала применяться светоотражательная пленка. Суть способа заключалась в следующем: щит берегового обстановочного знака оклеивался светоотражательной пленкой, на плавучие знаки надевалась специальная цилиндрическая насадка, также оклеенная пленкой. Судно, плывущее по реке, должно было иметь достаточно мощный прожектор. Пленка на знаках в лучах прожектора начинала светиться красным или белым светом, показывая границы судового хода. Применение пленки было положительным фактором: простое в обслуживании и невысокие расходы на оборудование. Но на каждом судне нужно иметь мощный прожектор, кроме того дальность видимости знака зависит от прозрачности атмосферного воздуха. Некоторые сложности возникали и при расхождении судов. Поэтому светоотражающая обстановка не нашла применения на всех участках реки. Производство светоотражательной пленки было организовано в судоремонтных мастерских Ветлужского техучастка, и в настоящее время обеспечивает светоотражательной пленкой технические участки Российской Федерации.
В 1977 году в техучастке начали изготовлять буи из синтетического материала, которыми заменяли деревянные бакены. С 1981 года обслуживание обстановки перевели на бригадный метод. На судоходной обстановке от города Ветлуга до устья работали 5 бригад. Количество работников обстановки сокращалось.
Река Ветлуга впадает в Волгу против села Покровское Республики Марий Эл в восьми километрах выше города Козьмодемьянска. Сейчас в связи с пуском Чебоксарской ГЭС устьевой участок р. Ветлуги, обстановочные знаки оказались в зоне затопления.

Вместо послесловия
Бывшая учительница Краснобаковской школы №1 (ныне пенсионер) Анастасия Ивановна Воронина ездила к своему брату в Саратов на пароходе по Волге в 60-е годы. В любое время суток выходила она на палубу парохода, чтобы увидеть место впадения Ветлуги в Волгу. Там стоял бакен. Нашу землячку каждый раз охватывало необъяснимое ощущение родных мест, Родины, своего края Поветлужья.

Использованы материалы сборника «Поветлужье» (2004 год), работы Н. Г. Тумакова «Ветлуга»,
Б. Н. Харчевникова и А. И. Журавлева «50 лет ВТУП».
 
«Вперед»,
июль-декабрь 2005 г.