Размер шрифта

http://www.krbaki.ru/block/style.css http://www.krbaki.ru/block/style2.css http://www.krbaki.ru/block/style3.css

 

   Главная  >   О районе  >   Краеведение  >   История 
 

Последнее обновление:17.10.2019

О районе. История

 

М.А.Балдин

У истоков наших школ


Земская и приходская школы


В конце 90-х и в предреволюционные 900-е годы, когда правительственная реакция снизилась, земства активно включаются в строительство своих школ. В это время передовые земские деятели, гласные земских собраний от крестьян, социалисты поднимают вопросы о выделении государственных и земских средств на строительство типовых школьных зданий, об открытии школ с 4-летним обучением, двухклассных с 5-летним обучением и воскресных школ для взрослых. Ставится вопрос о всеобщем начальном обучении детей школьного возраста от 8 до 11 лет, об открытии в уездных центрах мужских и женских гимназий. С 1892 года Костромское губернское земство ежегодно стало выделять на строительство школьных зданий по 2 тысячи рублей  на уезд, с 1897 года - по 5, а с 1904 года -по 20 тысяч.
Если в 80 - 90 годы Варнавинское земство мало открывало своих училищ, то оно в эти годы строило собственные школьные здания не только для существующих училищ, но и для планируемых к открытию. Училища в это время переходят с двухлетнего на трехлетний курс обучения, а приходские училища - на двухлетний.
Итак, до 1900 года в пределах Краснобаковского района существовало всего 7 училищ (4 земских, частное и два приходских), а в 1904 -1905 учебном году в районе работало 14 училищ, из них 11 земских. В 1900 - 1904 годы земство открывает здесь 7 своих училищ: в 1900 - Ильинское и Заводьское, а в 1903 году - Желтовское, Жуковское, Кирилловское, Сомихинское и Чемашихинское. Земские училищные здания в 1904 - 1905 учебном году имели Баковское, Дмитриевское, Желтовское, Ильинское, Медведихинское и Моисеихинское училища. После 1905 года построено здание и для Сомихинского училища.
Во всех 11 земских училищах на 1 января 1905 года обучалось 576 учеников, из них 143 девочки. Двухкомплектными были только Баковское и Ильинское училища, где работали по два учителя с помощниками и священники.
На 1 января 1905 года в Баковской, Дмитриевской, Моисеихинской и Медведихинской волостях числилось детей от 8 до 11 лет 2006 человек, а обучалось во всех 14 училищах около 640 человек, т. е. всего 32 процента детей школьного возраста, тогда как по уезду обучалось около 39 процентов.
В период революционного подъема идеи просвещения народа увлекли многих состоятельных прогрессивных местных землевладельцев - либералов и купцов. Для нужд народного образования они открывали и содержали школы и больницы на свои средства, являясь попечителями школ, жертвовали деньги и лесоматериал для строительства школьных и больничных зданий, передавали для этой цели собственные здания, книги из своих библиотек для создаваемых народных библиотек - читален. Они принимали участие в работе народных домов и обществ по распространению народного образования и народной трезвости.
Если раньше роль этих людей в развитии просвещения и медицины в уездах не отражалась, то теперь мы обязаны это сделать. К числу таких людей в пределах Варнавинского уезда следует отнести землевладельцев: из с. Баки - А. П. Трубецкого, из с. Сквозняки - Кривцова (инициалы которого, к сожалению, неизвестны), из деревни Зашильское - В. М.Кочукова и А.П.Ставицкого, из с. Богородского - П.А.Ширяева, из с. Горки - И.В.Базилевского, из с. Богоявленского - И.Н.Смецкого и варнавинского купца И.Г.Попова.
Например, землевладелец Кривцов, как мы уже знаем, в числе первых в уезде открыл и полностью содержал частное, по типу земского, училище с 1866 по 1917 годы. А.П.Трубецкой положил начало основанию в уезде народных библиотек-читален. В 1899 году он жертвует из своей библиотеки книги на сумму 500 рублей в Варнавинскую народную библиотеку. Ей присваивается название «Имени А. П. Трубецкого». При открытии в 1905 году Варнавинской женской гимназии А.П.Трубецкой жертвует для нее свой варнавинский дом. При строительстве для этой гимназии каменного здания В.М.Кочуков жертвует 15 тысяч рублей. В то же время В. М.Кочуков и А.П.Захарьин из с. Дмитриевского в течение 40 лет находились на службе по руководству Варнавинской земской управой. Еще в 90-е годы доктор медицины П.А.Ширяев жертвует земству деньги на постройку двухэтажного Богородского училища. В это же время он построил в с. Богородском дом для престарелых и полностью содержал здесь на свои средства свыше 10 безродных престарелых жителей уезда. После смерти Ширяева в 1913 году по его завещанию душеприказчики передают Варнавинскому земству 35 тысяч рублей для устройства ремесленной школы в с. Богородском.
В сороковые-пятидесятые годы XIX века в уезде при 75-тысячном населении существовали 4 небольшие однокомплектные училища. Они содержались на средства жителей Варнавина и удельных крестьян Уренской, Моисеихинской и Тонкинской волостей. По данным на 1857 год во всех 4-х училищах 6 учителей (половина из которых священники) обучали 70 мальчиков. Из них в Моисеихинском училище священник из Баковского прихода обучал 10 мальчиков. Перед отменой крепостного права крестьяне Моисеихинской волости построили для училища специальное здание. В пределах Краснобаковского района до 1866 года это училище было единственной народной школой, где обучали детей чтению, письму и счету, да церковным молитвам.
Хотя народное просвещение и считалось делом государственным, но царское правительство отстранилось от него, передав его в руки земств и церкви. До 1908 года правительство не только не оказывало земству действенной финансовой помощи в организации школ, но и всемерно тормозило его работу путем введения в 1869 году государственных инспекторов, а в 1874 году - нового положения о начальных училищах. Однако открытие земских школ во многом зависело от состава гласных земских собраний, земских управ и училищных советов.
В 1865 году избираются гласные в Варнавинское уездное земское собрание, члены земской управы и училищного совета. Председателем училищного совета стал либеральный зашильский землевладелец А. П. Ставицкий. Поскольку земство на первых порах не имело средств, то по инициативе училищного совета и состоятельных крестьян волостные сходы принимают решения об открытии училищ на свои средства. Так, в пределах Краснобаковского района с 1866 года кроме Моисеихинского начали действовать Баковское и Медведовское сельские училища. В этом же году прогрессивный сквозняковский землевладелец Кривцов открывает на свои средства частное сельское училище в с. Сквозняки, которое называлось Кривцовским училищем и существовало оно за счет землевладельца до 1917 года.
По данным на 1872 и 1875 годы в Варнавинском уезде в ведении земского училищного совета находилось 15 сельских училищ, т. е. практически в каждой волости по одному мужскому училищу. Правда, в селе Благовещенском были мужское и женское училища. С 1875 года все училища переходят на двухлетнее обучение мальчиков и девочек. При этом Баковское и Моисеихинское училища от земства пособия еще не получали. Все другие училища уезда содержались земством.
 
Для Баковского училища в 1875 году крестьяне волости собрали 545 руб. 38 коп., а для Моисеихинского - 444 руб. 32 коп. Для Кривцовского училища шли проценты от 6 тыс. банкового капитала владельца. Сначала по 300 рублей в год.
Первыми учителями Баковского училища были Василий Преображенский и священник Василий Никифоровский, в Моисеихинском училище - учитель Наркиз Малиновский, а законоучитель Иван Николаевский; в Медведовском - учитель Александр Виноградов и священник Иван Владимиров; в Кривцовском - учитель Петр Успенский и священник Александр Соловьев.
Нельзя не сказать и о том, что в Баковском училище в это время было 2831 книги и 10 экземпляров учебных пособий, в Кривцовском - 308 книг и 15 пособий, в Моисеихинском - 376 книг и 11 пособий и в Медведовском - 227 книг и 5 пособий. По отчету училищного совета на 1875 год во всех 15 училищах уезда обучалось 492 ученика, из них 57 девочек. Общая сумма расхода на училища выразилась за год в 5145 рублей 48 коп., из них 3000 рублей от земства (около 3 проц. его бюджета). Стоимость обучения одного ученика земству и обществам обошлась в 10 руб. 50 коп.
После убийства народниками Александра Второго, в реакционные 80-90-е годы в дело народного просвещения резко вторгается церковь. По указу Синода в губерниях создаются епархиальные училищные советы, а в уездах - отделения этих советов. На казенные, церковные и даже земские средства эти советы, нередко против желания крестьян, открывали церковно - приходские училища. В то же время земства вынуждены были сдерживать открытие своих школ.
По каким-то причинам Медведовское училище некоторое время до 1886 года не работало. В этом году по решению земского собрания и просьбе крестьян с. Медведихи здесь открывается земское училище. «Крестьяне села взяли на свой счет отопление, освещение и канцелярские расходы.
Баковское общество народной трезвости и земство 23 октября 1903 года открывают при «чайной Баковского общества дешевых столовых» бесплатную народную библиотеку - читальню. Ее книжный фонд на 1 января 1905 года насчитывал 659 томов. В ряде волостей лесного Заволжья нашей области в то время уездные земства открывали библиотеки - читальни при получении книг по завещанию умершего прогрессивного книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова.
В Народных домах, библиотеках - читальнях и школах в 1900-1907 годах местные учителя и даже некоторые священнослужители проводили с населением воскресные чтения книг и газет, занятия в воскресных школах со взрослыми. Такие воскресные школы в Варнавинском уезде работали в большинстве волостей. Но поскольку в борьбе крестьян за «землю и волю» в 1905-1907 годах многие учителя школ возглавляли эту борьбу или активно участвовали в ней, то среди арестованных и сосланных в Сибирь в Варнавинском уезде оказались учителя: Загзовской школы Владимир Николаевич Андроников и Уренского училища Александр Петрович Станкевич. В Ветлужском уезде - А. И. Кузнецов, А.И. Богданова, Е. Г. Насимович. Многие учителя были уволены с учительской р������боты.
Последнее десятилетие реакционных 1907-1917 годов земские и другие ведомственные училища по-прежнему формально находились в ведении земских училищных советов. Но главная роль в них теперь принадлежала правительственным чиновникам: предводителю дворянства, инспектору, исправнику, земскому начальнику, духовенству. Их главной заботой было наблюдение за благонадежностью учителей в обучении детей. Весь уклад школьной жизни, его учебно-воспитательная часть ушла из рук земского самоуправления под контроль правительственных чиновников. Школа стала управляться циркулярами Министерства народного образования. Земствам оставили только заботу о хозяйственных нуждах школ.
Однако революционное движение и борьба крестьян и передовой интеллигенции за введение всеобщего начального образования заставили правительство издать в 1908 году закон о государственной помощи земствам в строительстве зданий для земских школ. В 1909 году Варнавинское земство пересматривает проект школьной сети по введению начального всеобуча. Максимальный школьный радиус принимается в три версты. Земство планирует осуществить всеобуч за 20 лет, к 1928 году и за это время построить 158 новых школьных зданий, открыть 288 комплектов и не менее одной двухклассной школы с ремесленным уклоном на каждую волость.
В 1914 году в уезде числилось 138 земских училищ при 179 комплектах, из них 5 преобразованы в двухклассные министерские училища с ремесленным уклоном. Кроме того, в уезде работало 28 церковно - приходских училищ, из них два второклассных с 5-6-летним обучением для подготовки учителей для школ грамоты, которых к 1914 году не стало. В пределах Краснобаковского района с 1906 по 1914 годы открыто вновь 14 земских училищ: в 1906 году - Носовское, в 1909 году - Козловское и Ядровское, в 1910 году - Быструхинское и Коровихинское, в 1911 году - Софоновское, в 1912-13 годах - Антропихинское, Арефинское, Вавилихинское, Высоковское, Деринское, Теплухинское, Усольцевское и Субботинское.
Итак, в пределах района на 1914 год числилось 25 земских, одна частная Кривцовская и одна церковно-приходская Баковская школы. Ильинская школа грамоты давно прекратила свое существование. В 1911 году Баковское земское училище было преобразовано в двухклассное министерское училище. В докладе управы по этому поводу говорилось: «По распоряжению учебного начальства Баковское одноклассное земское училище преобразовано в двухклассное с 1-го сентября текущего 1911 года с четырехкомплектным составом учащихся и отпуском средств от казны на содержание учащего персонала в 1560 рублей в год. Земское собрание решило внести в смету на хозяйственное содержание Баковского училища 724 рубля...». Но по ведомости расходов земства на 1914 год Баковское двухклассное министерское училище получало пособие от казны на один комплект. На остальные три комплекта земство расходовало 2020 рублей, из них на жалование трем учителям — 1080 рублей и законоучителю 120 рублей в год. В других 24 земских училищах района три комплекта при трех учителях были в Козловском училище и по два комплекта - в Желтовском, Дмитриевском, Ильинском, Медведихинском, Кирилловском, Коровихинском, Усольцевском и Ядровском.
Сравнивая дореволюционные начальные школы между собой, следует сказать, что земские школы отличались от церковно-приходских лучшей постановкой учебно-образовательной работы. В них работали прогрессивные учителя, которые имели и лучшую подготовку, применяли звуковой метод обучения грамоте, занимались по лучшим учебным пособиям («Родное слово» Ушинского, «Азбука» Л. Н. Толстого и др.). Поскольку утвержденных программ для начальных школ не было, то, кроме закона Божия, чтения, письма и 4-х арифметических действий, они в порядке объяснительного чтения давали сведения по природоведению, географии, истории. В двухклассных училищах при 5-6-летнем обучении естествознание, история, география и черчение были обязательными предметами. Срок обучения в земских школах с начала их появления был 2-х летним, а с 1885 года - 3-летний; тогда как в приходских училищах 1-2-летний.
Подготовка учителей для земских школ проходила в создаваемых на средства губернских земств учительских школах - семинариях. В Костроме, например, такая школа была открыта в 1872 году и получила название «Григоровской земской школы для подготовки народных учительниц». С 1875 года она называлась семинарией. Министерство просвещения начало борьбу против вольного духа этой семинарии. Оно предъявляет требование об изменении положения ее программы. В 1889 году состоялся последний выпуск учительниц. Разрешение на возобновление работы семинарии пришло только в 1909 году. То же самое произошло и с организованными в 1872 году курсами по переподготовке земских учителей. В 80-е годы их созыв запрещается, и разрешено их проведение только с 1897 года. Все же образовательный уровень учителей сельских училищ, земских и церковно-приходских был низким. Многие из них не имели среднего специального образования. Особенно снизился образовательный уровень после ареста и увольнения передовой части учителей после революции 1905 -1907 годов. О положении с учительскими кадрами в Варнавинском уезде сообщал директор народных училищ Костромской губернии М. Виноградов в 1907 году в губернский училищный совет: «В Варнавинском уезде из 69 учительниц и учителей желательный образовательный ценз (среднее и специальное образование) имеют только 24, такого не имеют 45 учащих; в 1904 году таковых было 40 человек...» Аресты и высылка учителей за революционную работу продолжалась и в последующие годы. Например, учитель Баковского училища А. К. Воробьев был арестован и сослан в Архангельскую губернию в 1910 году.
Тем не менее, оканчивающие 3-годичную земскую школу ученики имели прочные знания и навыки в объеме начальной школы. А окончивших двухклассные и второклассные 5-6-летние училища после проверочных экзаменов брали в учителя приходских и земских училищ.
Конкретных данных о числе детей школьного возраста и обучающихся в школах Варнавинского уезда, в том числе и в пределах района, на 1916 год нет. Но ясно, что до осуществления начального всеобуча было еще далеко. Однако дореволюционная начальная школа, особенно земская, в этом направлении сделала много. Если в Варнавинском уезде в 1905 году все школы (около 80), в основном однокомплектные, обучали 39 процентов детей школьного возраста, то 170 сельских и города Варнавина начальных училищ при 212 комплектах в 1914 году могли охватить не менее 60 процентов детей. При том, за 1914-1916 годы земство планировало открыть в уезде еще 43 класса-комплекта. Видимо, за эти годы и в пределах Краснобаковского района были открыты новые комплекты и школы. Кроме начальных, в 1916 году в Варнавине работали и средние учебные заведения с числом учащихся до 600: женская и мужская гимназии и Высшее начальное училище.
В заключение отметим, что в селе Баки в 1910 году возникла самостоятельная ремесленная школа. По ходатайству земской управы о преобразовании ремесленных классов при Баковском земском училище в низшую ремесленную школу «директор народных училищ разрешил .создать такую школу с двумя отделениями: столярным и кузнечно-слесарным на комплект учеников в 80 человек».
 
Строительство советской школы


Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России существенных изменений в дело народного образования не внесла. Структура школьного образования и учебные планы оставались прежними. Сохранились все ведомственные школы, в том числе церковно-приходские и частные. Все же под влиянием революционного творчества масс, учительских уездных и губернских съездов (в Н. Новгороде он проходил 3-7 мая 1917 г.) Временное правительство 30 мая издает закон об упразднении уездных, губернских и городских учительских советов. Руководство народным образованием из рук царских чиновников переходило буржуазным уездным и губернским земствам, городским Думам, при которых создавались Комитеты по народному образованию.
Поскольку Временное правительство не дало конкретных указаний о составе комитетов, то на местах решали этот вопрос самостоятельно. В него входили представители от земского собрания и управы, от учителей различных типов школ. Избирался заведующий отделом народного образования. Созданные комитеты существовали недолго. В Нижегородском Заволжье после январских 1918 года уездных съездов Советов, провозгласивших власть Советов, из членов уездных Советов избираются комиссары по народному образованию. До передачи дел от земских управ к отделам Советов комиссары осуществляли контроль над буржуазными Комитетами по народному образованию.
В мае 1918 года при Уисполкомах Советов создавались советы по народному образованию из представителей от волостей и промышленных предприятий, а в июне этого же года - уездные отделы по народному образованию (УОНО) во главе с заведующим. Первым комиссаром по народному образованию в Варнавинском уезде избирается Н.Н.Борисенко, а зав. отделом с 1919 года - А.Ф.Пуртов.
Изменения структуры школ, содержания обучения и воспитания детей осуществлялось по Декретам Советского правительства и Комиссариата просвещения республики, изданных в 1918 году. Уже в январе последовал закон о введении в школах нового правописания, упразднении должности законоучителя и отделении церкви от школы, в феврале - о введении выборности учителей и других учебно-должностных лиц, в мае - о введении совместного обучения мальчиков и девочек, в июне - о создании при Советах отделов по народному образованию, в октябре - «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
Эти законы заложили основу новой народной, трудовой, общеобразовательной, советской школы. Они вводили бесплатное образование, ликвидировали многотипность школ и программные разрывы между школами. Отстранение священников от работы в школах было проведено сразу же после издания закона, в 1917-1918 учебном году. Это вызвало злобу не только духовенства, но и некоторой части учителей и родителей. Введение закона о выборности учителей и «Положения о единой трудовой школе РСФСР» началось с 1918-1919 учебного года.
Перед началом учебного года Нижегородский Губисполком 1 июля 1918 года собрал губернский съезд комиссаров по народному образованию. С обстоятельным докладом на съезде «Об организации начального образования» выступил В.И. Храмов. Им были изложены принципиальные указания Наркомпроса Республики, возглавляемого А.В.Луначарским, в деле организации советской школы. Во вступительной части доклада говорилось: «Единая, советская, всеобщая, обязательная, бесплатная, трудовая, автономная, социалистическая школа - вот принципы, на которых должна строиться школа в Российской Советской Республике…» Все эти принципы докладчик осветил и указал конкретные меры по их практическому претворению в жизнь. Отмечалось, что всеобщее обучение будет осуществляться не только через бесплатное обучение, но и бесплатное пользование учебниками, организацией бесплатного питания и снабжения одеждой школьников бедных родителей, созданием при волостных Советах школьных отделов и комиссий содействия школе.
Разъяснилось также, что «вся школьная жизнь должна быть построена по принципу государственного строя, на началах коллегиальности управления и широкого представительства всех членов трудовой школьной коммуны в органах школьного управления». В педагогический совет школы входят учителя, представители волостных Советов и родительских организаций.
Указывалось, что «учащимся должно быть предоставлено право представителя в педагогический совет по вопросам, близко касающимся жизни учащихся и доступных их пониманию». Обращалось внимание на создание ученических организаций в целях развития общественных навыков и использования свободного времени школьников.
По указанию министерства просвещения с начала года перестраивается и сама школа: двухклассные, второклассные, высшие начальные и городские училища, гимназии, ведомственные церковно-приходские и другие училища ликвидировались. Создавалась школа двух ступеней: первая ступень с 5-летним курсом начального образования детей с 8 до 13 лет, и вторая ступень - для юношей и девушек с 13 до 17 лет, где давалось законченное 9-летнее среднее образование с правом поступления в высшую школу. Школы второй ступени открывались на базе высших начальных училищ и гимназий, а также бывших второклассных и двухклассных училищ. В Варнавинском уезде школы-девятилетки открываются с первого года Советской власти в Варнавине, Баках, Белышеве, Богоявленском и Урене.
Создание новой советской школы проходило в условиях хозяйственной разрухи, недостатке продовольствия. За годы войны хозяйственное и учебное оборудование школ пришло в упадок. Варнавинский уездный комиссар по народному образованию Н.Н. Борисенко в своем докладе IV уездному съезду Советов в июне 1918 года сообщал: «Из уезда шли вести одна одной безотраднее: во время работы парты рухают, - пишет одна учительница, привезенные дрова для школы увозятся обратно за неуплатой денег, - пишет другая. Учительницы толпами приходили за жалованием... Предметы школьного оборудования возросли в 5 раз, а письменные принадлежности в 20 раз...».
Чтобы поправить дело, уездному Совету пришлось изыскивать средства. На 1918 год Совет выделяет на народное образование 1 млн. 800 тысяч рублей из 4 млн. 300 тысяч рублей уездного бюджета (около 42 процентов). Не дожидаясь повышения ставок за работу учителям начальных школ сверху, с апреля 1918 года в уезде были повышены оклады со 140 до 200 рублей в месяц. (До революции, в 1914 г., учитель получал 30-35 рублей в месяц, и это обеспечивало жизнь его семьи).
В годы гражданской войны шло сокращение народных школ, особенно с 1921 по 1923 годы. Например, в Краснобаковском районе в 1919 году числилось всего 19 начальных школ, тогда как в 1916 году их было свыше 30. Дореволюционный уровень был достигнут только к 1929 году, когда в районе стало 32 начальные школы при 1537 учащихся.
В 1922 году в структуре школ происходят новые изменения. Постановлением правительства начальная школа определялась 4-летним обучением. Пятые классы ликвидировались или передавались в школы повышенного типа, создаваемые семилетки. Создавались и школы ФЗО. В 1924-25 годы в связи с развитием сельхозкооперации возникали школы крестьянской молодежи (ШКМ) с агротехническим уклоном.
В 1930 году - новое изменение структуры школ: школы-девятилетки стали десятилетками. В этом же году вводится всеобщее начальное обучение детей с 8 до 11 лет, хотя в уезде начальный всеобуч был введен еще в 1909 году, но он тогда был необязательным, но желательным.
Новая советская школа требовала создания и советской педагогики, перестройки сознания педагогических кадров. Первые декреты Советского правительства о школе не случайно требовали выборов учителей. О роли учителей в новой советской школе особо подчеркивалось на июльском 1918 года Нижегородском губернском съезде комиссаров по народному образованию. Излагая указания Наркомпроса, докладчик сказал: «Чтобы поставить школу на новые рельсы, необходимо широкое участие в сознательной работе учительской массы. Без учителя, сознательно стремящегося проводить в жизнь новые принципы, невозможно будет двинуть школьное дело вперед, и вопрос о надлежащем формировании учительского персонала есть вопрос настоящего времени...».
Уездные и волостные советы по народному образованию на своих августовских 1918 года заседаниях проводили выборы учителей для школ своего района. Выбирали закрытым голосованием и имели цель освободиться от чуждых элементов. Наличие дипломов и свидетельств по образованию учитывалось, но основным критерием было их отношение к новой власти и новой школе. В каждом уезде ряд учителей, особенно из бывших гимназий и высших начальных училищ, от работы был освобожден.
С 1923 по 1929 годы при Нижегородском Губоно выходил ежемесячный журнал «Наука и жизнь». Здесь освещался опыт работы лучших учителей, учебные программы, директивы Наркомпроса и Гуооно. В 1924-1925 годы создается губернское методическое бюро, а затем такие методические организации возникают в уездах и волостях. Такая организация существовала и при Баковской семилетней школе, которая составляла планы для подготовки учителей к урокам, методические записки. Хотя качество их нередко было низким, но такая работа толкала учителей к творчеству. В 1925 году Баковская школа становится «Опорной семилетней школой».
С 1921 по 1923 годы в школах получает широкое развитие школьная кооперация и школьное самоуправление.
Как и все другие партийно-правительственные постановления, Закон ВЦИК и СНК СССР от 10 августа 1930 года «О введении всеобщего начального обучения» краснобаковское районное руководство того времени встретило одобрением. Незамедлительно последовали свои распоряжения: о создании районного штаба и комитетов при сельсоветах по проведению всеобуча, о проведении учета детей школьного возраста и детей бедняков, о изыскании помещений для новых школ, по обеспечению учительскими кадрами, об отражении в районной печати хода работы по всеобучу. Вышедший первый номер газеты «Жизнь деревни» за 13 сентября публикует закон о всеобуче.
Уже 13 сентября 1930 года бюро райкома слушает доклад тов. Гаврюшина (видимо, зав. роно) о ходе выполнения директив ЦК ВКП(б) о всеобщем начальном обучении в районе. В постановлении было сказано, что работа в районе по этому вопросу признается неудовлетворительной. Бюро обязало: роно и сельсоветы исправить отмеченные недостатки, пересмотреть подбор членов райштаба по всеобучу и прикрепить для работы в нем члена райкома т. Шепелева, мобилизовать 10 ответственных работников райкома и 30 комсомольцев для работы по всеобучу в районе.
За 5 октября 1930 года районная газета помещает статью «За политехнизацию школы». Автор статьи предлагает организовать «двухнедельник политехнизации школ, бросив на места все свои силы». За это время рекомендовалось в одной из ��ко�� каждого кустового объединения создать рабочие комнаты, рабочие уголки. Нарезать всем школам земельные участки и огородить их. Организовать вербовку квалифицированных столяров, кузнецов для работы в школах. Заключить договора с колхозами. Под таким же заголовком «За политехнизацию школы» дает газета статью работника роно Н.Овчинникова за 20 октября, а за 5-е ноября 1930 года за подписью «Преподаватель» помещается статья «Дело всеобуча в Краснобаковском районе под угрозой». В ней говорится: «Давно постановлено провести горячие завтраки в школах, но их до сего времени нет в большинстве школ района. Все обещания райпо о продуктах и РИКа за содействие - говорят надо подождать, когда они будут. По вопросу снабжения одеждой и обувью не лучше: в райпо поступило в школу 9-летку 8 пар кожаной обуви на 5-летний возраст, а на весь район - 66 пар кожаных сапог такого же размера. Спрашивается, а где же остальные 180 пар, ибо по сообщению артели «Труженик» сдано 250 пар в райпо. Кроме того, Черепановская артель сдала в райпо 29 пар мужской обуви».
Уже в 1930-31 учебном году было видно, что в Краснобаковском районе, да, видимо, и повсеместно осуществлять обязательный начальный всеобуч будет очень трудно. Еще в 1929 году все старые, построенные земством школьные здания были заняты, где размещались 32 начальные школы при 1537 учащихся. Требовались новые учителя, а педагогические училища, техникумы в Нижегородском Заволжье, в Городце и Ветлуге только планировали открывать.
Установившиеся при коллективизации репрессии, раскулачивание с выселением семей из района и острые продовольственные трудности вызвали у населения, учителей неуверенность в завтрашнем дне, апатию. Репрессиям при раскулачивании подверглись не только родители учащихся, но и многие учителя. Ряд учителей добровольно покидали школу из-за плохого продовольственного снабжения. Так, Краснобаковский роно через местную газету за 25 сентября 1931 года сообщал о бегстве с работы 7 учителей: из Носовской, двух Арефьевских, Меньшиковской, Кайской; Собакинской и Иргенской школ.
За 6 сентября того же года газета публикует выписку из протокола заседания Президиума Краснобаковского райКК и РКИ от 23 августа 1931 года. Здесь говорилось: «Рай КК и РКИ предлагают правлению района в декадный срок выяснить всю имеющуюся задолженность по части продовольственного снабжения работников просвещения всех видов продуктов согласно установленным нормам и выдать таковые в означенный срок. Отделу народного образования предложить в течение декады погасить всю задолженность по зарплате». Так же плохо снабжались учителя и в 1932 году.
За 16 июля 1932 года газета под заголовком «К ответу не выполнивших постановление РК ВКП(б) о снабжении учителей» сообщала, что «до сего времени учителя не получили нормы даже за май месяц. Наряды на выдачу нормы Край высылает, но по сие время не выдана». Видимо, продукты учителей ушли по другим каналам. Так же плохо снабжались и учащиеся школ одеждой, обувью, горячими завтраками. Тяжелое продовольственное положение в семьях учащихся вело к сокращению их числа в школах повышенного типа. Например, в 1929 году в Баковской школе-девятилетке обучалось 580 человек. В ноябре 1930 года она упоминается еще как школа-девятилетка, в мае 1931 года учитель П. Ильинский в своей статье называет Баковскую школу семилеткой. С возникновением в этом же году в Баках ШКМ в числе школ повышенного типа семилетки уже не было. В 1932 году в пределах района существовали 3 школы повышенного типа - ШКМ: в Баках, Ветлужской и Зубилихе, в которых обучались 390 учащихся. В этом же году Баковская ремесленная школа превращается в профтехшколу.
С присоединением Варнавинского района к Краснобаковскому заведующим РОНО стал М. Козин. Перед новым 1931-32 учебным годом он в районной газете за 21 августа помещает статью: «На борьбу за всеобуч». Здесь сказано, что всех подлежащих к начальному обучению детей по объединенному району выявлено 6155 человек.
За 20 сентября газета публикует «Обязательное постановление Краснобаковского РИКа от 4 сентября 1931 года о введении всеобщего 4-годичного обучения на территории района». В постановлении сказано, что с 1931-32 учебного года устанавливается обязательное прохождение курса 1-ой ступени (первых четырех групп) для детей 8, 9, 10 и 11 лет. Подростки же от 12 до15 лет курс 1-ой ступени проходят в специально организованных одногодичных и двухгодичных ускоренных школах, курсах и группах при школах. «Безродных и детей батраков, беднейших крестьян и низкооплачиваемых рабочих и служащих обеспечить бесплатным снабжением учебниками, одеждой, обувью и горячими завтраками. Организовать подвоз детей из отдаленных деревень».
В этом же номере помещается статья зав. роно Козина и инспектора Вихарева под названием «По-боевому проведем день школы».
Руководители роно отмечают, что «в подготовке к учебному году мы имеем целый ряд больших недостатков: не закончен ремонт школьных зданий, школы не обеспечены топливом, имеется недостаток кадров и т. д.» В целях ликвидации этих прорывов... роно объявляет по Краснобаковскому району 20-е сентября «Днем школы» с тем, чтобы начатую в этот день работу развернуть, продолжить и провести «Декадник школы». За это время предлагается всем школам района начать организацию и развертывание работы школьных советов, организовать проверку использования кулацких домов под классы, организовать при сельсоветах комиеты всеобуча, советы культурного строительства, по селениям избрать культуполномоченного.
Итак, принудительные «декадники» и «штурмы» при подготовке школ к учебному году в условиях массового раскулачивания и репрессий цели не достигали. Средств на строительство новых школьных зданий из госбюджета не выделялось, а кулацкие дома нужно было приспосабливать и перевозить в школьные районы. Все это требовало времени и средств, которые изыскивали из самообложения на местах. Учебное оборудование и принадлежности для школ централизованным путем не поступали. Руководство школ доставало их на местных предприятиях, мастерских. Учителя с педагогическим образованием для начальных школ в роно тоже не направлялись. Не хватало учителейагрономов для ШКМ.
Директива ЦК и СНК о политехнизации школы в условиях сельской местности сводилась главным образом к прикреплению ШКМ к колхозам для оказания им помощи в уборке урожая. Например, статья в газете «За качество политехнической школы («Социалистическая стройка» № 53 за 1931 год) отмечала, что «основным мероприятием перестройки школы на политехнических началах является прикрепление ее к производству. К настоящему времени все ШКМ прикрепляются к колхозам, совхозам и МТС, с которыми ШКМ заключают договора... Колхозы и фабрично-заводские предприятия, с которыми ШКМ заключают договор, должны выделить необходимое оборудование для школьных мастерских и лабораторий, должны допускать учащихся к сложным машинам при производственном обучении». Но ведь МТС у нас появились только в 1935-36 годах, да и техники в создаваемых колхозах почти не было. А вот помогать колхозам школьников уже тогда заставляли. И об этом сообщалось в газете. Так, в статье «Школы, помогайте колхозам» было сказано: «Деринская школа Носовского сельсовета в весенне-посевной кампании приложила все силы в деле помощи в работе Деринского промколхоза... Школьники активно участвовали в проведении первой колхозной борозды...».
В это же время распространяется вредная практика соцсоревнования в школах среди учащихся и учителей, а также использование учащихся по распространению государственных займов и других мероприятиях. При инспектировании школ на это обращалось внимание.
В Краснобаковской образцовой ШКМ в 1932 году было отмечено: нет отсева учащихся, хорошо оборудованы мастерские, рабочие комнаты, кабинеты физики, удовлетворительно поставлена общеобразовательная подготовка. Достаточная общественная работа: распространение учащимися займа на сумму 1500 рублей, учителями поставлены два спектакля и выручено 1000 рублей, которые переданы на обучение бедных учащихся, завербовано 29 человек культармейцев и охвачено 212 человек неграмотных. Из недостатков отмечено: «Слабое развитие соцсоревнования среди учащихся и учителей. Обеспечение учащихся одеждой и питанием - из ряд вот плохо».
Позднее, в 1935 году, когда началось на производстве стахановское движение, директор Ветлужской школы И.Умарский, председатель месткома учителей А.Чекалова, вожатый пионеротряда школы И.Шарков и председатель учкома школы Н. Кубариков обратились ко всем учителям, пионервожатым, пионерам, школьникам Краснобаковского района: «Перенесем метод Стаханова в школу, пионеротряд».
Итак, согласно газетному материалу подведем итоги школьного строительства в пределах Краснобаковского района.
В 1929-30 учебном году в районе работали 32 начальные школы с 1537 учащимися и Баковская школа повышенного типа девяилетка с 580 учащимися.
В 1930-31 учебном году Баковская школа преобразуется в ШКМ - школу колхозной молодежи с агрономическим уклоном. На станции Ветлужская возникает школа ФЗС для подготовки рабочих железнодорожной службы.
В 1931-32 учебном году, кроме Баковской, создаются Ветлужская и Зубилихинская ШКМ с общим числом учащихся 390 человек. Открывается Черепановская химическая школа.
В 1934 году ШКМ преобразуются в неполные средние школы семилетки. В районе их в этом году было 6. Из них Краснобаковская становится средней школой. В числе семилетних были: Ветлужская, Зубилихинская, Козловская, Носовская, Черепановская, а в 1935 году школ-семилеток стало 7 - прибавились еще Кирилловская и Шеманихинская. Всех учащихся в семилетних и средних школах в 1935 году при 25 комплектах было 1017 человек, а в 39 начальных школах при 96 комплектах - 3795 человек. Общее же число учащихся в районе составляло 4812 человек. В 1937 году в 41-ой школе района учились 5010 человек, которых обучали 146 учителей. В 1940 соду в районе было 38 начальных школ, 2 средних и 7 семилетних школ, в которых обучались 5600 учащихся и работали в школах 223 учителя.
Параллельно со строительством общеобразовательных и профессионально-технических школ шла работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. По переписи населения 1920 года в Нижегородской губернии было учтено 400 тысяч неграмотных в возрасте от 15 до 50 лет. В сельской местности число неграмотных достигало 60 процентов.
Выполняя ленинский декрет о ликвидации неграмотности от декабря 1919 года, местные Советы создают губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии по борьбе с неграмотностью. Создавались учебные пункты. Например, газета Варнавинского уездного Совета «Коммунист» в июле 1920 года в редакционной статье призывала все партийные организации, Советы и интеллигенцию уезда «серьезно взяться за ликбез». В эту работу в уезде включаются и создаваемые волостные комсомольские организации, учащиеся старших классов.
При создании в 1923 году Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность» (ОДН) работа по борьбе с неграмотностью в уездах усиливается. Однако по данным на 1929 год в районах Нижегородского Заволжья числилось 33 процента неграмотных и 17 процентов малограмотных жителей с 12 до 50 лет. В Краснобаковском районе было 34 процента неграмотных и 15 процентов малограмотных.
В 30-е годы работа по ликбезу продолжается. В то же время для повышения общеобразовательного уровня взрослых создавались вечерние школы. Трудностей по ликвидации неграмотности в районе было не меньше, чем по осуществлению всеобуча. Требовалось за 1930-31 годы обучить около 5 тысяч жителей. Местная газета подвергала критике ответственных за ликбез работников. Например, в октябре 1930 года в адрес учителей сказано: «На состоявшейся в августе учительской конференции просвещенцы заверили и дали обязательство обучить своими силами в текущем году 50 процентов общего количества неграмотных в районе. Некоторые просвещенцы обязательства забыли, особенно учителя Носовского и Кирилловского сельсоветов. Здесь дело стоит под угрозой срыва».
За 11 февраля 1931 года статья «Крепче удар по оппортунизму на фронте ликбеза» критиковала райштаб по ликбезу и старый Президиум РИКа, которые составили план по ликбезу со 100-процентным охватом неграмотных, но даже не довели его до сельсоветов. В октябре 1931 года была подвергнута критике деятельность роно, который до того времени не организовал курсы по подготовке кадров для ликбеза. Планировалось завершить ликбез в 1932 году, но еще в 1934 году обучалось неграмотных 1650 и 3500 малограмотных жителей, а в 1935 году неграмотных обучалось 1250, а малограмотных — 2500 человек.
Внешкольные политико-просветительные учреждения начали работать с первого года Советской власти. Так, Варнавинский Уисполком уже за первое полугодие 1918 года выделил из уездного бюджета на внешкольное просвещение 64 тысячи рублей. Начинают работу не только Варнавинский уездный народный дом, но и народные дома в волостных центрах. К концу 1918 года в уезде действовали 6 таких домов. Среди них и в селе Баки. В конце первой пятилетки, в 1932 году, в районе действовали 6 клубов, одна стационарная и 4 передвижных киноустановки, 7 изб-читален. В библиотеке в Баках числилось 15555 книг. В 1940 году в районе было 10 изб-читален, 12 библиотек при 25 тыс. книг.
 
Печатается по тексту:
М.Балдин. У истоков наших школ.
Краснобаковская районая газета "Вперёд", 1989 г.