Размер шрифта

http://www.krbaki.ru/block/style.css http://www.krbaki.ru/block/style2.css http://www.krbaki.ru/block/style3.css

 

 

Последнее обновление:05.12.2016

О районе. История

 

К. Вихарева

Старообрядцы в Приветлужье


Крупнейшее религиозно-общественное движение, возникшее в России в ХVII веке, получило в народе название - старообрядчество. Большой очаг староверов находился в Заволжье. История нашего края была бы неполной, если бы мы не посвятили несколько страниц этому явлению.
Краснобаковец Р.В. Перов в годы Великой Отечественной войны жил в деревне Лучкино. Мать, посылая его за молоком в д. Бараниху, наказывала: «У них дома не шуметь, не смеяться. Это люди строгие - староверы». Рюрик Владимирович вспоминает: « Когда заходил к ним в дом, сняв шапку, стоял на пороге. Навстречу выходили женщины пожилого возраста, сдержанные, в темных одеждах. Вежливо предлагали пройти в комнату... Поражало большое количество икон в доме. Казалось, будто попал в другой мир. Однажды увидел, как одна бабушка ножом скоблила медный крест. Заинтересовался, спросил: «Зачем это?» Та ответила: «Заболела курочка. Вот смешаю стружку с хлебом и медом, привяжу ей к ножке и заживет». Много с тех пор прошло времени. Не помнит Р.В. Перов фамилий этих людей, ведь и сам в ту пору был еще 8-10-летним ребенком.
Самой мне в ходе подготовки этого материала тоже довелось пообщаться с представителями старообрядчества.
Одна из них - жительница Красных Баков. Опишу встречу с ней. Открыв дверь, пожилая женщина в платочке, заколотом булавкой, перекрестилась двуперстием. Сомнений у меня не было - старообрядка. Наш разговор состоялся при помощи вопросов на бумаге - моя новая знакомая плохо слышит. В беседе она была очень осторожна, спросила мою фамилию. Когда узнала, то стала более откровенной, рассказала о себе: «Я староверка, родом из Баранихи. Молитвам и чтению старославянских книг обучили меня три женщины: Федосья, Анна и Пелагея». На просьбу назвать фамилии отказала: «Зачем это тебе. Их давно нет». Пришлось объяснить ей, что собираю материал о старообрядчестве, интересуюсь 300-летним периодом его существования, начиная с 1667 года. Собеседница все поняла: «А у меня стих есть о Никоне». Вынесла большую старую книгу с пожелтевшими страницами и начала бойко читать по-старославянски. Потом настороженно спросила: «Ты у меня книгу не отберешь?» «Нет», - поспешила я успокоить ее...
...Как свидетельствует история, в 1652 году Никон стал патриархом России и начал проведение церковных реформ, исправление книг и обрядов по греческим образцам. Церковные реформы преследовали и политическую цель: Россия имела свой интерес на Балканах.
Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви начался раскол. ХVII век - это время противоречий. На Русь хлынула волна западной культуры. Старообрядцы встали на защиту русской старины, самобытных духовных начал. Для них духовной основой являлась православная вера, которая, по их мнению, сохранилась в чистоте в прошлом и разрушалась церковными реформами Никона.
Одним из идеологов старообрядчества был протопоп Аввакум (из Нижегородской губернии, кстати, и Никон тоже оттуда), который прошел сложный жизненный путь признания и славы, гонений, страданий и мученической смерти через сожжение. Мученическую смерть за старообрядческие взгляды приняла и боярыня Морозова, родственница царя, имевшая более 5 тысяч крепостных душ. Она была сослана на север в Боровск и умерла там в земляной тюрьме. Перед ссылкой ее в назидание толпе провезли привязанную к саням по московским улицам. Этот момент запечатлел в своей знаменитой картине «Боярыня Морозова» художник Суриков.
Старообрядчество было не только религиозным движением, но и социальным. Оно являло собой одну из форм протеста против крепостничества и самодержавия. В конце ХVII века старообрядчество окончательно отделилось от православной веры. Вражда между ним и государством достигла крайнего ожесточения. Тысячи сторонников староверов были казнены, десятки тысяч подверглись пыткам, а затем были заключены в тюрьму и сосланы. Тысячи староверов бежали в глухие леса Урала, Сибири и за пределы России.
Нижегородец, кандидат технических наук Б.Н. Севрюгин, изучая свою родословную и дойдя до ХVII века, узнал, что в Н.Новгороде жили три брата, которые занимались рыболовством, поставляя севрюгу для царского стола. Отсюда получили свою фамилию - Севрюгины. Были они старообрядцами. Когда начались гонения, один из братьев бежал на Ветлугу, где 300 лет развивался род Севрюгиных. Только в конце 80-х годов ХХ в. в д. Усольцево умерла последняя представительница этого старообрядческого рода - Анна Севрюгина.
Старообрядчество разделилось на два основных течения: поповщина и беспоповщина. В дальнейшем появились новые течения: несколько десятков толков (особое учение о вере) и согласий (одинаковые с кем-то мысли, убеждения). Но все старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы старого письма, восьмиконечный крест (в православной церкви наряду с ним признается и шестиконечный, и четырехконечный), двуперстие, хождение крестным ходом по «солонь», т.е. по солнцу, написанные слова «Исус», а не «Иисус», признание священнописания и т.д.
В церковном приходе святителя Николая села Баки были староверы нетовского (спасовского) толка, который зародился в керженских лесах в конце ХVII в., а также поморского (умеренное течение в беспоповщине). В конце ХIХ в. и начале ХХ поморский толк стал наиболее влиятельным и крупным направлением в беспоповщине.
В 1846 г. возникла первая старообрядческая церковь в селе Белая Криница в Австрии, вскоре в Москве образовалась церковь белокриницкого направления, ставшая впоследствии наиболее крупным и влиятельным центром старообрядчества в России.
В Уренском районе работают две старообрядческие церкви. Одна из них - в селе Непряхино. Это село возникло после стрелецкого бунта 1698 года: Петр I на реке Усте поселил семьи стрельцов, осужденных за бунт. Их жены, приехавшие сюда, не умели прясть, отсюда и название поселения - Непряхино. Церковь здесь - белокриницкая. Некоторые краснобаковцы крестились в ней.
В г. Урень старообрядческая церковь другого направления - древлеправославная с архиепископией в Брянской области. Раньше опорными пунктами старообрядцев были скиты (раскольничьи монастыри). В нашем крае скиты располагались на реках Керженец и Уста (в д. Красный Яр). Скиты исчезли до революции 1917 г.
П.Д., жительница р.п. Красные Баки, каждый год на Христов день ездит помолиться в старообрядческую древлеправославную церковь г. Урень. Она берет с собой длинную, широкую, в 4 полотна, темного цвета юбку и рубаху, рукава которой закрывают первую холку на руке. Надевает платок на роспуск, закалывает его на булавку. Сохранила она три таких костюма. Была в старообрядческих церквях и в Н. Новгороде, и в Москве. Я спрашивала ее: «Много ли народу ходит в эти церкви?» Ответила: «Яблоку негде упасть». Считает, что эта вера самая чистая, истинная, никем не оскверненная.
По переписи 1912 г. в России насчитывалось более 2 млн. исповедующих старообрядчество. Но эти данные не были точными, т.к. многие старообрядцы уклонялись от регистрации. Ведь они платили двойной налог. Видимо, общее число их достигало от 5 до 10 млн. По статистическим данным 1863 года, в Варнавинском уезде насчитывалось 20 тыс. раскольников, в церкви св. Николая с. Баков - 484. А в 1911 г. в Николаевском приходе с. Баки их было 34. Всех больше - в Сквозниковской церкви - 213. В Чемашихе до сих пор сохранилось старообрядческое кладбище. В. Даль в «Толковом словаре» пишет, что по нижегородскому Заволжью половина населения числится православными, сами себя называют церковниками, но раскольничает по обычаям в своих обрядах.
А.П., жительница р.п. Красные Баки, рассказывает, что родом она из д. Березовец, в которой в 30-е годы была часовенка (часовенное согласие - это промежуточное направление между поповщиной и беспоповщиной). Миряне нанимали для богослужения священника из православной церкви. Два раза в неделю и на каждый праздник приходил пешком из с. Баки отец Никанор. В 30-е годы часовню разрушили, иконы вытащили на улицу и рубили топором. Ее отец смог спасти 3 иконы больших размеров. Ей досталась икона «Трех святых». Когда в р.п. Красные Баки открылась Покровская церковь, А.П. передала икону церкви. Она сохранена в прекрасном состоянии.
Семья старообрядцев являлась последним оплотом старой веры. А.П. рассказала, как воспитывали детей. Иконы стояли во всех углах избы. Маленьких детей ставили на лавку перед иконой на кухне. Мать стряпала, а дети читали молитвы. Молились двуперстием. Мать смеялась, кто крестился не так. Когда девочки заканчивали Коровихинскую школу, встал вопрос о вступлении в комсомол. Отец говорил: «Пусть дочери идут в комсомол, новое время наступило». Но мать была категорически против. Она не хотела фотографироваться, получать паспорт. Считала это за грех. Ей говорили, что не дадут пенсию. Она отвечала: «Ну и пусть, одна дочь кусок даст, да другая даст, так и проживу». А.П. сейчас ходит в православную церковь р.п. Красные Баки, молится двуперстием.
Старообрядцы объясняют, что двуперстие показывает священную тайну господа Иисуса Христа, его земное и небесное происхождение воедино. Стоглавый собор в 1551 г. торжественно провозгласил двуперстие обязательным для всех верующих русской православной церкви. Старообрядцы ссылаются на икону св. Николы, где четко показано двуперстие. Они признают иконы только старого письма, т.е. до XVII века, где в иконах показано «двуперстие». А в 1667 году, во время церковных реформ Никона, «большой Московский собор» наложил «клятвы» (церковные проклятия) на «старые обряды» и на их приверженцев. И только в 1971 году были отменены «клятвы» на старые обряды, в том числе и на двуперстие.
Н.З., жительница р.п. Красные Баки, рассказывает, что когда приходит в Покровскую церковь, то замечает большую разницу в песнопении молитв. У нее мать была старообрядка. Н.З. помнит из детства, как молились староверы: долго, даже слезу прошибало. Да, в старообрядчестве было распространено «знаменное пение». Знаменный распев сложился в XII в. на основе заимствования из народных песен. В XVI в. знаменное пение достигло своего высшего развития, отличается сложным ритмом, высоким контуром. В XVII в. оно сокращено было в 3 раза. Сейчас в Древлеправославной церкви г. Уреня поют на 8 гласов, на каждую неделю, начиная с воскресения, один глас. Исполняют пение только пожилые женщины, молодые его не знают.  Уренский отдел культуры сделал все записи песнопений. Это значит, что они не исчезнут навсегда.
У Л.П. Збруевой муж был из Уренского района, окончил военную академию, работал юристом за границей, последнее время - в Москве. А просил похоронить его рядом с родителями на родине. Он был из старообрядческой семьи. Она выполнила его просьбу. В Москве зашла в православную церковь и попросила священника помолиться за мужа, говоря, что он из старообрядцев. Священник ответил, что Бог один для всех людей и спросил имя мужа. Она сказала: «Ювеналий». «Какое красивое имя», - произнес священник. Многие старообрядцы имели необычные для нас имена, редко, но все же встречаются и сейчас: Полуэкт, Савва, Матрона, Меланья, Марфа, Пелагея, Охисим, Нифантей и другие.
Остановимся на имени Никола (по-старообрядчески). Церковь в Баках была построена в ХVII в. в честь святого Николы и называлась Никольская, а наше поселение - Никольское-Баки. По-православному имя уже звучит Николай, и впоследствии церковь в Баках называлась Николаевская и в «Ведомостях» Костромской епархии во второй половине ХIХPЬ в. встречается только такое название - село Баки.
У Н.А. в р.п. Красные Баки я просмотрела религиозные книги. Они уникальны. «Псалтырь» 1894 г., изданный во Львове, но с книг прежде печатанных в Москве при святейших патриархах Иосафи и Иосифи. Переплет книги деревянный, обтянутый кожей. Книга «Большой Канон», где имеются все каноны (это церковное песнопение) к праздникам Господним и Богородицы, и избранных святых. Напечатана книга в граде Уральске в старообрядческой типографии. Книга «Златоуст» напечатана с древлеписьменного перевода в типографии «почаевской святоединоверцев».
В старообрядческих церквях служба ведется по старопечатным книгам. Н.А. рассказала, что религия старообрядцев строгая. Во время службы в церкви руки складываются крестом. К исповеди подходят строго, необходимо до этого отмолиться 70 лестовок (это кожаные четки староверов, которые представляют собой шнурок с бусами или узелками для отсчета поклонов во время молитв и самих прочитанных молитв). Надо сделать более 100 поклонов. Многие отмечают, что староверы воспитывали у своих детей честность, нельзя было брать ничего чужого, делать что-то «недозволенное». Если лежит зерно на дороге, а кто-то из детей подобрал его, рассказывала Н.А. про отца, он отправлял обратно и говорил: «Не твое, где лежало, пусть там и лежит».
Первыми поселенцами деревни Высоковка Краснобаковского района, образованной в 1924-25годах, были И.К. Потехин из д. Лопатино и П.С. Румянцев, А.Д. Волнухин из д. Труфаново. До коллективизации здесь существовало семь хозяйств. У каждого из семи небольших домов был свой колодец.
Жители этой деревни - староверы - прежде ходили молиться в часовенку д. Лопатино. В настоящее время ездят в г. Урень в древлеправославную церковь. Жители д. Носовая называли их «калагурами» или «калганниками» (от слова «калгаи» - большая деревянная лохань, в которой старообрядцы мылись). Еще звали высоковян «кадушечниками», потому что они крестили детей строго в кадушке, которую переносили из дома в дом. В других местах староверов называли «чашечниками» за обычай есть только из своей посуды. А слово «кержаки» (от названия реки Керженец) известно далеко за Уралом, в Сибири.
В исчезнувшей деревне Дерино, когда-то большой и богатой, возникшей на торговом тракте, ведущем из Воскресенского в Урень, находилась часовенка. Икон в ней не хватало. На праздники их приносили из с. Семеново Уренского района. Иконы несли парни и девушки. Народ, встречая их, выстраивался по обе стороны дороги, вставал на колени.
Новая власть в 30-е годы разрушила эту часовню. Иконы были изрублены. Людей, попытавшихся спасти какую-либо из реликвий, подвергали избиению.
Рядом с д. Дерино располагался ряд других деревень, в том числе и Федотово. Молодежь собиралась туда на гулянье. Староверы, жившие в деревне, угощали парней и девчат вкусными изделиями из пресного теста, испеченными в глиняных горшках.
У федотовских староверов лечились от болезней зубов и горла, выводили бородавки. При этом ими использовались травы, смолы, капли росы. Применялась и стружка с медного креста (как и староверами из Баранихи).
Особенно живучи у старообрядцев похоронно-поминальные обряды. В прежние времена гроб тканью не обивался, умершего хоронили в лаптях, в гроб клали лестовку. На могиле ставили деревянный восьмиконечный крест, по возможности, из можжевельника. Но и до сего времени дошел обычай первые три дня молиться по умершим непрерывно, отмечать девятины, полусорочины, сорочины, полугодовую и годовую. На поминальный обед приходят непременно со своей ложкой. Шабашников и пьяниц за общий стол не сажают, только за отдельный или после всех.
Ветлужский краевед Дементьев приводит интересный факт. В с. Кажирово (одно из первых русских поселений на р. Ветлуге) в 1423 году новгородцы перевезли с устья Северной Двины часть Карельско-Николаевского монастыря. В 1723 году монастырь был закрыт по приказу Нижегородского епископа Питирима за невыполнение указа Петра I по борьбе с раскольниками. Но и при гонениях и оскорблениях старообрядцы смогли сохранить иконы, книги, лестовки, костюмы и другие реликвии. А главное - свою веру.
При сборе материала о старообрядцах Приветлужья выяснилось, что в деревнях по р. Ветлуге, где работали православные церкви, людей старой веры было меньше. А в тех, что подальше от церквей, ближе к лесу (Усольцево, Березовец, Бараниха, Теплухино, Богатыриха, Чемашиха и другие), жили целые семьи староверов.
В д. Баранихе, видимо, была община, в которую входили три сестры Лукояновы, Агрофена Виноградова, Т. Шапкина, О. Голубева и др. Главную роль в общине играла Феодосия Михайловна Лукоянова. Именно в ее дом приходили жители деревни встречать Рождество Христово, Пасху, всей деревней кормили ее, приносили ей первый кусок на праздники, поминальные дни. Она отказалась получать пенсию. Сестры Лукояновы приютили, пригрелиещё девочкой О. Голубеву, научили ее благочестию (своей вере). Сейчас ей 87 лет. В деревнях Березовец, Бараниха мы видим проявление крайнего, радикального направления в керженском спасовском толке. Старообрядцы считали, что государство это антихристово и ждали второго пришествия Христа.
Во второй половине ХIХ века происходят изменения в старообрядчестве. Наблюдается нарушение запретов. В конце ХIХ века многие представители старой веры изменили свое отношение к искусству. Благодаря меценатской деятельности богатых старообрядцев (это крупнейшие капиталистические династии в дореволюционной России - Морозовы, Гучковы, Рябушинские) было положено начало ценным собраниям русской живописи и литературы, в том числе Третьяковской галереи, ряду библиотек.
Наблюдается сближение русской православной веры и старообрядчества: получили распространение смешанные браки, старообрядцы стали посещать православную церковь, прежнее деление на мелкие толки и согласия почти забыто, исчезли сельские общины старообрядцев и т.п. Старые запреты утратили силу: раньше для иноверцев держали особую посуду, не позволяли пользоваться им колодцами. Старообрядцы выступали против бритья бороды и усов. Сейчас об этом помнят только старые люди. Теперь старообрядцы носят современную модную одежду, читают газеты, смотрят телевизор, посещают театры, учат детей в учебных заведениях.
Процесс стирания граней между православием и старообрядчеством сложен и противоречив. Один из руководителей старообрядчества И.И. Егоров говорил: «Современное христианство в своем стремлении к сближению всех христиан постепенно подходит к тому, что сохранение каждой отдельной церковью своего вероучения, обрядов и традиций не должно мешать мирному сближению всех христиан, ибо, как на лугу растут и красуются разные цветы, но все они говорят о могуществе и мудрости Творца, так и разные общества христиан только обогащают и укрепляют христианство».
Старообрядцы, староверы, раскольники (одно и то же) - такие же люди, как и все остальные. Только молятся по обычаям своих предков вот уже более 300 лет.
 

Помощь при подготовке материала оказывали священнослужители Покровской церкви р.п. Красные Баки и Древлеправославной г. Урень, работники музеев Красных Баков и Уреня, работники районной библиотеки, жители Краснобаковского района. Использована тематическая литература.
 
"Вперед",
октябрь-ноябрь 2001 г