|
|
Последнее обновление:17.10.2019
О районе. История Н.Г.Тумаков
Поветлужье в древности
После отмены крепостного права в России происходит подъём исторической науки.
Учёные получают больше доступа к государственным архивам и памятникам старины.
Исторические материалы стали печататься в центральных журналах. В губерниях
создаются ученые комиссии, организующие работу по сбору и обработке местных
архивных документов. Они издают периодические губернские сборники, такие, как
«Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии», «Костромская
старина» и другие. В этих условиях развертываются и археологические исследования
в Волго-Окском и Прикамском краях. Московский университет, Исторический музей и
Академия наук направляют своих специалистов-археологов и на Ветлугу.
Первым археологом, посетившим Поветлужье, был Ф. Л Нефедов. В 1883 - 1885 годы
он проводил раскопки на Одоевском городище. Ученый нашел з������есь богатый материал
и назвал городище «фабрикой изделии из камня, глины и кости». Собранные на
городище вещи были отправлены в музей антропологии Московского университета.
В 1894-1895 годах сын варнавинского помещика А.П.Поливанов по своей инициативе
провел раскопки на Богородском городище. В 1900 году на этом же городище работал
археолог Н.М.Бекаревич. Собранные Пливановым и Бекаревичем памятники древних
людей передаются в Московский Исторический музей.
Богатый материал извлёк и археолог В.И.Каменский при раскопках «Чёртова»
городища у дер. Фёдоровское Ветлужского уезда в 1908 году. Его коллекция из 931
предмета передаётся в музей антропологии и этнографии Академии наук. В это же
время Каменский обследовал могильники «Черемисское кладбище» и Ефанихинский
могильник в районе села Макарьевское Ветлужского уезда.
В советское время в 1924-1926 годы в Поветлужье и Поунжье работала большая
экспедиция Московского университета. Она ставила своей целью комплексное
изучение населения и его истории путём археологических, этнографических и
лингвистических исследований. Археологические работы проводились группой учёных
под руководством О.Н.Бадера на всех известных тогда городищах по Ветлуге:
Русенихинском (Воскресенский район), Богородском (Варнавинский район), Чёртовом
и Спасском (Ветлужский район), Одоевском, Троицком и Шангском (Шарьинский
район). Результаты работы археологов были обобщены О.Н.Бадером в его работе
«Городища Ветлуги и Унжи», опубликованной в «Материалах исследований археологии
СССР» (т.22, М., 1951 г.) В этом же томе помещены работы А.Н.Формозова с
анализом фауны края того времени и работа М.В.Воеводского с описанием керамики
городищ.
Проведённые в Поветлужье археологические исследования позволили учёным сказать о
том, что до появления в этом крае марийского, а затем и русского населения здесь
на протяжении более двух тысячелетий жили родовые коллективы племен первобытных
культур. Так, во втором тысячелетии до нашей эры с правобережья Волги пришли
сюда балахнинские охотники и рыболовы и фатьяновско-балановские скотоводы с
орудиями неолита и эпохи меди и бронзы.
В первом тысячелетии до н. э. из Прикамья прибыли племена Ананьинских
земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние
городища: Русенихинское, Богородское, Чёртово и Одоевское. И, наконец, в I-V
веках нашей эры из-за Волги в левобережье пришли племена Городецкой культуры,
которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем
Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых и
произошел современный марийский народ. Следы жизни древнемарийских поселений на
Ветлуге археологи обнаружили па поздних ветлужских городищах: Спасском,
Осетровском и Шилихинском (Ветлужский район), Троицком и Шангском (Шарьинский
район). По мнению археолога О.П. Бадера, «все они относятся к началу второго
тысячелетия, а вернее ко всей 1-ой половине его».
О проживании в Поветлужье во втором тысячелетии до н. э. первобытных
материнских общин балахнинской культуры с орудиями новокаменного века, а также
отцовских первобытных общин скотоводов фатьяновской культуры подтверждают
обнаруженные в ветлужских городищах их орудия труда и быта: каменные наконечники
стрел, гарпуны и крючки из кости, остатки круглодонной посуды из глины с
полушарными ямками и перевитым шнуром балахнинцев. Медных и бронзовых орудий
здесь обнаружено очень немного. Зато шлифованных и сверлёных боевых каменных
топоров фатьяновцев обнаружено много не только на городищах, но и в различных
местах края.
Когда в первом тысячелетии до н.э. люди освоили производство орудий из железа и
на юге нашей страны уже возникли рабовладельческие государства, население
Среднего Поволжья продолжало жить еще отцовскими родовыми общинами, хотя и
пользовались железными орудиями. Однако характер хозяйственной и общественной
жизни их изменился. Кроме скотоводства, осваивается подсечное и мотыженное
земледелие, совершенствуются охота и рыболовство, обработка кож и ткачество.
Скот и излишки зерна сохраняются на будущее время.
Защита скота от лесных хищников и охрана имущества от межплеменных войн
требовали устройства укрепленных поселений. На труднодоступных и защищенных
самой природой местах они строят свои поселения - обычно на высоких береговых
выступах рек. Поселения представляли собой укрепленные городища, которые
обносились валом и рвом. Появляются такие городища и по берегу Ветлуги.
Археологи установили, что все ранние городища по Ветлуге (Русенихинское,
Богородское, Чертово и Одоевское) были основаны людьми одного этнического корня
с населением городищ реки Камы, относящихся к Ананьинской и Пьяноборской
культурам раннего железного века IV- III веков до н. э. По данным раскопок,
большинство жилищ ананьинских общин представляло собой бревенчатый дом
полуподземного типа длиной около 40 метров, шириной 4 метра, с открытыми очагами
внутри (до 9 очагов). Подобные дома строились и на ветлужских городищах. Сами
городища по Ветлуге возвышались над местностью от 20 до 35 метров. Например,
площадка Богородского городища возвышалась над уровнем реки на 28 метров, а
Русенихинского — на 34,5 метра. Площадь Богородского городища в 1492 квадратных
метра была обнесена валом длиной в 6 метров, шириной в 2 метра, тогда как ров
имел длину 18 метров, ширину 4,6 метра, а глубину 5 метров. На других городищах
в зависимости от условий размеры вала и рва имели примерно такие же величины.
На всех древних городищах Поветлужья была организована плавка железа из местных
бурых железняков, озерных, болотных и луговых руд путем сыродутного процесса в
земляных ямах. Это подтверждается наличием на городищах предметов для разлива
металла (тигли с носиком) и большого количества железного шлака. Наличие здесь
же большого количества костных остатков бобров, куниц, медведей, зайцев
свидетельствовало о том, что охота тогда уже носила промысловый характер, а сбыт
пушнины на юг в порядке обмена был хорошо налажен. Однако источником мясной пищи
у жителей городищ была не охота, а скотоводство. В связи с этим археолог Бадер
писал: «Такие домашние животные, как свиньи, коровы, лошади, загонялись на
площадку городищ из-за их тесноты лишь в исключительных случаях. Остальное время
животные содержались в специальных загонах». На городищах не обнаружено костей
овец, которых ветлужские ананьинцы, видимо, не знали. О подсечном и мотыженном
земледелии жителей городищ Бадер писал: «Очень правдоподобно, что уже тогда
человек имел случай убедиться в выгоде удобрения земли золою и менял время от
времени площади засева на новые площади выжженного леса... Несомненно, что
немалая часть ближайших к городищу окрестностей уже в то время была свободна от
леса, будучи занята частью полями, частью пастбищами для скота».
Здесь складывались и новая общественная организация, семейные отношения. Если у
балахнинцев в материнской семье дети не знали своих отцов, то в парной семье
фатьяновских скотоводов отец был с детьми. У жителей ветлужских городищ семья
начала превращаться в большую патриархальную семью, которая состояла из 3-4
поколений ближайших родственников с женами и детьми. В духовной жизни семей
сохранялось почитание своих предков и животных.
Дальнейшее совершенствование орудий труда, земледельческо - скотоводческого
хозяйства в Поветлужье было связано с переселением сюда с правобережья Волги
новых племен, относящихся к Городецкой культуре (стоянка у с. Городца на Оке в
Рязанской обл.) Эти племена в своем хозяйстве пользовались железными мотыгами,
ручными каменными жерновами, плоскодонной глиняной посудой. В животном стаде,
кроме лошадей, коров и свиней, они имели и овец. Жилища строили они также в виде
укрепленных городищ, предназначавшихся для больших патриархальных семей или
нескольких родственных семей. В основе таких патриархальных общин лежала еще
коллективная собственность на землю, скот и основные орудия труда. Здесь
существовало и уравнительное потребление добываемых продуктов. Глава такой
общины выбирался советом всех взрослых мужчин.
Ученые выяснили, что начало переселения городецких племен в Заволжье относится к
началу первого тысячелетия нашей эры. В это время они постепенно проникали в
среду ананьинцев и дьяковцев, а в III-IV веках проходило их массовое
переселение. Возникают новые городища и в Поветлужье, получившие название
поздних городищ (названы выше). В пределах Варнавинского, Краснобаковсного и
Воскресенского районов таких городищ не выявлено.. Возможно, здесь археологи и
не работали.
К VI веку процесс полной ассимиляции местного ананьинского населения Городецкими
племенами завершается. В результате на территории Унженско-Вятского Междуречья
складываются древнемарийские, а в Окско-Сурском Междуречье - древнемордовские
племена. Все они относились к угро-финской группе народов.
В материале под заголовком «Поветлужье в древности», публиковавшемся в сентябре,
рассказывалось о том, что свыше двух тысячелетий в этом крае люди жили
первобытнообщинным строем, и к VI веку на территории Ветлужско-Вятского
междуречья сложились древнемарийские племена, относящиеся к угро-финской группе
народов.
Дальнейшие археологические исследования в Поветлужье и обнаруженная здесь
местная летопись «Ветлужский летописец» позволили ученым сказать о том, что в
VIII- XIV веках у марийского населения шел процесс распада родового строя,
формирование феодальных отношений и первоначальное заселение их края русскими
хлебопашцами.
Жители хутора Веселова (Шахунский район) в 20-е годы обнаружили около своего
селения на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши марийский
могильник. В 1929 году Ветлужский краеведческий музей без
специалистов-археологов организует на этом могильнике раскопки. Ученые
определили, что обнаруженные здесь предметы относятся к IX - XII векам (находки
хранятся в Ветлужском музее). В 1957 году Горьковский краеведческий музей
совместно с Казанским филиалом Академии Наук СССР и Марийским
научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории организовали
археологическое обследование северных районов Горьковской области. Экспедицией
руководил научный сотрудник Казанского филиала АН СССР, кандидат исторических
наук А.X.Халиков. Кроме разведочных работ, экспедиция провела раскопки на
Чертовом городище и на Веселовском могильнике. По результатам раскопок, а также
по материалам ранее обследованных Черемисского кладбища и Ефанихинского
могильника, Халиков написал книгу «Материалы к древней истории Поветлужья»
(Горький, 1960 г.)
Вещественные памятники марийских захоронений в Поветлужье, да и других
могильников Ветлужско-Вятского междуречья подтверждают, что во второй половине
первого тысячелетия (VI-X в. в.) у марийцев совершенствуются орудия труда,
хозяйственная деятельность и общественные отношения. К X веку они осваивают
пашенное земледелие с применением легкого плуга, пригодного для лесных почв.
Кроме пашенного, имело место и подсечное - с выжиганием леса. Для рубки леса под
выжиги применялся широколезвийного типа железный топор, а для пашни — соха с
железным сошником. При размоле зерна они пользовались каменными жерновами.
Почти в каждом захоронении найдены остатки коровьих и телячьих шкур и кож,
остатки ткани и ниток из овечьей шерсти. Обнаружены железные топоры, тесла,
котлы, копья, наконечники стрел, ножи, ножницы и другие предметы кузнечного
ремесла. Все это указывает на применение различных приемов ковки, сверления,
клепки металла. Населению была известна техника литья металла с применением
глиняных форм, чеканка, ювелирное дело. Хорошо было налажено изготовление
льняных и шерстяных крашеных тканей, выделка кож и изготовление из нее обуви,
меховой одежды, перчаток, различных сумок, кошельков. Обнаружены костяные
гребенки, рукоятки ножей, шил, а также богатый материал для восстановления
мужской и женской одежды марийцев того времени.
С развитием орудий труда и земледелия с X века здесь начался процесс распада
родового строя. Имущество и другие ценности переходят в собственность отдельных
семейных пар, которые стали уходить из больших патриархальных семей и поселяться
в других удобных для жизни местах. К концу X века родовая община здесь сменяется
территориальной (соседской, деревенской) общиной, которая уже не строит
укрепленного городища. В таких общинах не стало равенства. Появляются богатые и
бедные семьи, социальное неравенство. Это ярко отражается в захоронениях
Веселовского могильника.
Как и у восточных славян, на основе пашенного земледелия у марийцев складываются
не рабовладельческие, а феодально - крепостнические отношения. Вожди племен
присваивали себе право сбора дани с населения для себя и дружинников. В своих
хозяйствах вожди и знатные дружинники используют труд зависимых землепашцев и
охотников, строят укрепленные усадьбы-городки.
Если у восточных славян и волжских болгар к X веку возникают единые государства,
то у марийцев такого государства не сложилось. Они ещё в VIII веке попадают под
государственное влияние Волжской Болгарии. Болгарские цари создавали в марийских
зависимых землях свои колонии и стремились навязать им религию ислам. Но
основная масса марийского населения не приняла этой религии, оставалась
язычниками. Язычниками были и марийцы Поветлужья. Здесь не возникло и своей
письменности. Однако болгары оказали положительное влияние на развитие хозяйства
и культуры марийцев. Предметы болгарских ремесленников проникали и к
поветлужским марийцам. На Веселовском могильнике, например, было обнаружено
много серебряных украшений болгарского производства: серьги, витые браслеты с
каменными вставками, монеты и другие вещи. В захоронениях встречались изделия
славянских ремесленников, что подтверждает о наличии торговых и культурных
связей марийцев с Русью.
Известно, что с развитием на Руси земледельческого хозяйства и феодальных
отношений проходила славянская колонизация земель с угро-финским населением. Она
началась еще при Киевской Руси. Славяне - кривичи, например, уже в X веке заняли
земли племен меря по Валго-Окскому междуречью, где возник русский Суздальский
край. В XI - XII веках суздальцы переходят в Заволжье и занимают земли мерянских
племен между реками Шексной и Унжей, становятся соседями с Ветлужскими
марийцами. Тогда же новгородские славяне занимают большое пространство земель,
заселенных племенами чудь, коми, югра и пермь. Они проникают в верховья рек
Ветлуги и Вятки, Ветлужские и другие Заволжские марийцы с запада и севера
полукольцом были окружены русским населением.
Вслед за крестьянами сюда проникает и власть русских Владимиро -суздальских и
Новгородских феодалов, по приказанию которых строились крепости-города. Так, в
конце XII - начале XIII веков возникли Городец - Радилов, Унжа, Галич, Великий
Устюг, Вятка.
Однако свободной торговле Руси хлебом и изделиями ремесла с соседними марийскими
и мордовскими народами и восточными странами мешала Волжская Болгария, которой
подчинялись народы Поволжья. Только успешный военный поход русских дружин в
Волжскую Болгарию во главе с князем Юрием Всеволодовичам в 1219 -1220 годах и
основание в1221 году Нижнего Новгорода позволило русским закрепиться в устье Оки
и улучшить связь с соседями. В ответ на это марийские князья выселяют из
Заузолья подвластное им население в район Ветлуги. Здесь па правом берегу
Ветлуги строятся укрепленные городки против вторжения русских дружин.
О проникновении русских в Поветлужье археолог О.Н.Бадер в своей работе «Городища
Ветлуги и Унжи» сообщает, что «весь ранний период русской истории в Поветлужье в
археологическом отношении нам неизвестен». Однако обнаруженная здесь в поздних
городищах русская керамика дает основание утверждать, что в первой половине
второго тысячелетия началось «продвижение в Поветлужье русских». И эти ранние
русские поселения сосуществовали с марийскими городищами. Продолжая мысль о
заселении русскими края, Бадер подчеркивает, что если Унженский край начал
заселяться русскими уже в XIII веке, то их проникновение в Поветлужье проходило
вряд ли раньше XIV века.
Если археология не даёт данных о русском заселении Поветлужья, то исторические
письменные источники сообщают, что продвижение русских на Ветлугу началось после
татарского нашествия из удельного Галичского княжества и Новгородской земли.
Известно, что город Галич уже в XIII веке для Руси являлся центром торговли
мехами и солью. Через Галич и Великий Устюг из Москвы и Костромы проходила
дорога на Вятку, где существовала зависимая от Великого Новгорода Хлыновская
область. «Во второй половине ХIII века в состав Галичского княжества вошли земли
по среднему течению Унжи и Ветлуги, а во второй половине XIV века – земли,
лежащие по рекам Унже и Ветлуге (исключая нижнее течение последней), были
официально присоединены к Москве» - отмечал О.Н.Бадер.
Отметим, что «Ветлужский летописец» и другие местные летописи, кроме Дементьева,
никто из историков-исследователей не использовал. Поскольку они не вошли в
собрание русских летописей, то их содержание может показаться сомнительным. Но
не верить их содержанию нет оснований.
Итак, согласно «Ветлужскому летописцу», некрещеный черемисский народ, живший по
реке Энер (Ветлуге), был сильным и воинственным. Он имел своих кугузов-князей.
Один из них находился в Шанге (Шангское городище). Под водительством шангского
князя черемисы осмеливались ходить войной в пределы г. Галича еще в конце XII
века. В начале XII века шангский князь по имени Кай, опасаясь русских дружин,
превращает Шангу в укрепленный город, строит для себя еще новый город Хлынов
ветлужский. В это время галицк��й князь Константин Ярославич силой оружия пытался
заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским
серебром». Но черемисы отстояли свою независимость.
Под 1240 годом летописец отметил прибытие на Ветлугу с речки Юмы (приток Пижмы)
второго марийского князя по имени Коджа Ералтем. Он вынужден был уйти с Юмы под
давлением русских поселенцев, прибывших сюда с Вятской стороны.
В верховьях Ветлуги Коджа строит город Якшан (позднее назывался Кажирово). Но
Шангский князь Кай стал враждовать с Коджей. Захваченная Каем в плен жена Коджи
утопилась в реке. По преданию с этого времени реку Энер стали называть Ветлугой
(по-марийски «вет» - женщина и Луга — имя утопшей). Вражда двух князей привела
Коджу к сближению с новгородцами. Из Новгородской земли к Кодже стали приходить
христианские проповедники. Они склоняют его к принятию христианства. В Якшане
строится первая на Ветлуге церковь в честь Николая чудотворца.
Если в верховьях Ветлуги утверждается новгородское влияние, то за среднее
По-ветлужье продолжал борьбу галицкий князь Константин Ярославович (брат
Александра Невского). Он ищет поддержку у татарского хана. В 1245 году от хана
получено разрешение «занимать русским правый берег Ветлуги, а левый -
черемисам». Однако сыну Константина Ярославича, Василию, пришлось воевать с
марийцами за Ветлугу. В результате в одной из битв в 1280 году погиб черемисский
князь Кай, а Коджа Ералтем вскоре «мирно скончался». Так, на территории
правобережья верхнего и среднего Поветлужья (включая современный Ветлужский
район) к началу XIV века стали, видимо, появляться отдельные русские починки.
Они располагались по соседству с марийскими становищами. Русские поселенцы были
данниками галицких князей, а марийцы - своих и татарских князей. Эта ветлужская
территория получила название Ветлужской волости, подчиненной Галицкому
княжеству.
В XIV веке русские хлебопашцы Заволжья проникают и в Заузольские земли.
Восстановленный от разгрома татар город Городец стал играть в заселении русскими
Заузолья такую же роль, как Н.Новгород в заселении русскими правобережья Волги,
мордовских земель, а город Галич - Поветлужья. Городец какое-то время был
столицей Суздальско-Нижегородского удела, и его князь, Борис Константинович,
проводил колонизаторскую деятельность в Заузолье. Видимо, при его княжении была
основана крепость Городищи на речке Везломе. В 70-е годы XIV века по Заузолью из
Городца через Керженец и Ветлугу была проложена дорога к русским поселениям на
Вятке, вятской земле, где стали править нижегородские князья.
В заключение следует подчеркнуть, что у ветлужских и других луговых марийцев в
УШ-ХШ веках, как и у восточных славян, развивались феодальные отношения. Но
единого феодального государства здесь не сложилось. Попав в VIII веке под
власть Волжской Болгарии, а в XIII веке - Золотой Орды, марийцы управлялись
своими племенными вождями - феодалами под надзором болгарских и татарских
наместников.
Возникнув на западе и северо-востоке марийских земель, русские удельные
княжества с городами Н. Новгород, Городец, В. Устюг и Вятка способствовали
продвижению русских поселенцев на земли марийцев. В первой половине XIV века в
Верховьях Ветлуги появляется Ветлужская волость, подчиненная галичским и
новгородским феодалам. В это же время русские проникают в Заузолье, на
линдовские, а возможно, и керженские земли. На речке Везломе строится
укрепленное поселение. Из Городца на Вятку прокладывается дорога.
Печатается по тексту:
М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XIV веках.
Краснобаковская районная газета "Вперёд", 1990 г.
|
|
|