Размер шрифта

http://www.krbaki.ru/block/style.css http://www.krbaki.ru/block/style2.css http://www.krbaki.ru/block/style3.css

 

 

Последнее обновление:05.12.2016

О районе. История

 

Н.Г.Тумаков

История реки Ветлуги


Оглавление

1. Геологическое строение долины реки Ветлуги
2. Гидрология реки Ветлуги
3. Транспортное значение реки Ветлуги
4. Развитие транспортных средств на реке Ветлуге
5. Памятные исторические места на Ветлуге
6. Памятники Великого Октября на Ветлуге
7. Поветлужье в легендах и преданиях
8. ВЕТЛУГА
9.  ЛЯЛЕНКА
10. БАБЬЯ ГОРА
11. ЧЁРТОВКА
12. Список литературы


1.Геологическое строение долины реки Ветлуги.

Самой крупной рекой Ветлужского края является Ветлуга. Она образовалась в далекое геологическое время.
В результате крупных вертикальных движений, проходивших в полосе Уральских гор и в области Прикаспийской впадины в четвертичное время, произошло образование широкого и длинного прогиба, получившего название Ветлужского – Сурского прогиба. «Он протягивается в меридиональном направлении, слегка изгибаясь и доходя на юге до восточного конца Донецкой впадины. На севере продолжение его заметно в районе Беломорской плиты- Мезенская низина»./По А.Н.Мазаровичу и Б.Ф. Добрынину/
В ледниковое время по этому прогибу устремлялись колоссальные потоки воды, отходившие от тающего ледника , разнося пески, глину и мелкие камни, которые отлагались в этих обширных низинах . «Одна такая широкая песчаная полоса, образуя заметно выраженную низину, протягивается к юго-западу от реки Вятка, у г. Котельнича, до реки Ветлуги, у Красных баков». Протекавший по этой долине водный поток получил у геологов название древней Ветлуги /Пра- Ветлуги/. Остатками её русла и свидетелями её благовеличия служат озера: Большое,Жаренское,Татарское, расположенные на территории левобережья Краснобаковского района.
Современные речные долины реки Ветлуги и её притоков имеют отчетливо выраженные две террасы. Долины сложены аллювиальными наносами. Ветлуга имеет самую широкую речную долину, достигающую 5,5 км. ширины. Самая широкая часть речной долины Ветлуги находится выше устья реки Лапшанги Варнавинского района. Здесь ширина долины больше 6 км, весной сливаясь с водами долины Лапшанги, образует море воды.
Правый коренной берег Ветлуги везде высокий и обрывистый во многих местах правого берега ярко выражен водоносный слой с выходящими ключами. Часто наблюдаются оползневые явления. Всего выше правый коренной берег под Варнавиным, достигая высоты 80,5 метров над меженным уровнем реки, под д.Дубняками, Краснобаковского района, достигая высоты 63 метров.
Правый коренной берег Ветлуги обрывистый, в котором отчетливо видны горные породы, слагающие речную долину Ветлуги и территорию края.
Верхний горизонт сложен из ледниковых моренных отложений. Под ними «сохранились нижние пласты триасовых отложений, представляющих горные породы самого раннего триаса, так называемый индийский ярус /Ветлужская серия/, подразделяющийся на четыре горизонта: Рябинский, Краснобаковский, Шилихинский, Спасский. Они получили название от населенных пунктов по реке Ветлуге, где были описаны опорные пункты разрезы в береговых обнажениях. Эти обнажения  представляют большой интерес для геологической науки и продолжают привлекать к себе многих исследователей. Они представлены красно-бурыми глинами, мергелем, зеленовато-серыми песками и песчаниками с прослоями конгломерат брекчии. К трещиноватым породам, к песчаным слоям и прослоям конгломерат-брекчии приурочены водоносные пласты» /По А.П. Капустину и А.К. Молдавской/.
К левому коренному берегу в межень река подходит под Красным Яром в Воскресенском районе, под Камешником и Лялиными горами в Варнавинском районе.
Речная долина Ветлуги имеет массу озёрных котловин с озерами- старицами, песчаных валов и бугров.
Пойменная терраса не поднимается нигде выше 6,5 метров над меженным уровнем реки и весною вся затопляется.
Русловая часть реки весьма часто изменяется. За последние 45 лет произошли большие изменения русла под д. Красногор Краснобаковского района, под Красными Баками, под селом Ильинским, под Варнавиным. Везде новое русло образуется ближе к правому берегу.
В долинах притоков Ветлуги поименная терраса редко превышает 3-4 метра над меженным уровнем. Коренные берега притоков тоже обрывисты, но значительно ниже коренных берегов Ветлуги и сложены, в большинстве случаев, песчаными аллювиальными образованиями и реже можно видеть коренные породы нижнего триаса.



2.Гидрология реки Ветлуги.

Ветлуга вместе с притоками, длиною больше 10 километров, имеет протяженность 7903 километра. Бассейн – 40100 километров.
Исток Ветлуги находится в пределах кировской области в 12 километрах от станции Свеча железной дороги Ленинград-Свердловск. По территории Кировской области протекает на протяжении 163 км. Затем она протекает по Костромской области – 298 км, в пределах Горьковской области 323 км и 100 км нижнего течения Ветлуги проходит по территории марийской АССР и на её территории впадает в реку Волгу. Общая длина Ветлуги-884 километра.
Ветлуга питается дождевыми и снеговыми водами из болот, лесов и лежащих среди них озёр, с полей и лугов, являясь типичной лесной рекой.
Весной вскрывшись от льда между 7.04 и 29.04, быстро начинает прибывать. Наивысший подъем, зафиксированный Краснобаковской гидрометстанцией, составляет 646 см (9 мая 1947 года). Весенний подъем достигает максимума между 23.05 и 28.05 река становится быстрой (в проносах до 1 метра в секунду), затопляя широкую речную долину.
Красив и величествен вид Ветлуги в это время. Немало замечательных местечек можно найти на её затопленной пойме. Всеобщей любовью у жителей Красных Баков пользуется речка Чернавка. Тот, кто хоть раз побывал на неё в половодье, сохранит самое светлое воспоминание на долгие годы и при первой же возможности постарается вновь там побывать.
Исключительно красивы в половодье: плёсо под Бояркой Ветлужского района, под с. Богородским Варнавинского района, под с. Дмитриевским Краснобаковского района, подд. Щербачихой Воскресенского района и много, много ещё можно назвать красивых мест на плёсе Ветлуги.
Максимальная прибыль воды в реке за сутки была отмечена в 1936 г.-103 см., а максимальный расход воды 6-9 мая 1952 года составил 3000 м. куб./сек. Наименьший летний сток,, имевший место 17.05 1938 года, составил 21 куб.метр в секунду. Вот это и есть цифровое подтверждение короленковского литературного определения характера Ветлуги – «река играет». Короленко, как большой художник слова, запечатлен в веках народную мудрость, зоркую наблюдательность старожилов- ветлужан, сумевших без всяких приборов ярко и образно определить характер нашей Ветлуги.
Весенний сток воды в Ветлуге равен 60-70% общегодового стока. Все это определяет бурный характер весенних паводков на Ветлуге. Но вот прошёл месяц, и не осталось следа от её многоводья. Теперь Ветлуга красива другой, не менее привлекательной особенностью: её воды тихи и чисты, образовались огромные песчаные отмели с песками идеальной чистоты, манящими в летний зной поваляться на них и принять солнечную ванну, а потом насладиться прохладой чистых вод Ветлуги. Бурный характер паводков приводит к большому переносу взвешенного материала. Перенос материала рекой достигает 455 кг.в секунду. Это при сравнительно малом падении – 16 метров на расстоянии 230 километров от устья Б.Какши до устья р. Усты. Средне годовой же перенос взвешенного материала составляет всего 5,25 кг/сек, а зимой только 0,16 кг/сек.
Средняя длительность навигации 184 дня. По материалам, собранным лоцманами Ветлуги за 100 лет, самый ранний ледостав на Ветлуге 22.10, самый поздний 2.12./Книга «Плотовой сплав» 1934г./
Средняя толщина льда – 44см., а наибольшая – 65 см.
Продолжительность весеннего половодья в верховьях – 35 суток, у города Ветлуги – 50 суток, у Воскресенска – 60 суток.
Ветлуга имеет много притоков с правого и левого берега. Слева впадают крупные притоки: Большая Какша, Малая Какша, Уста, а справа – Вохма, Вол, Лапшанга Варнавинского района, Лапшанга Краснобаковского района, Люнда.


3. Транспортное значение реки Ветлуги

Вся история людей северной и средней полосы Европейской части нашей родины теснейшим образом связана с историей использования реки. Так было и на нашей Ветлуге.
Все древнейшие поселения человека на Ветлуге, изученные учеными, расположены преимущественно на её высоком правом берегу. По материалам Б.С. Жукова, древнейшим памятником жизни человека в Ветлужском крае является «Паново Городище», расположенное близ с. Рождественского Ветлужского района. Оно имеет возраст свыше 4 –х тысяч лет.
Памятники ранней железной эпохи встречаются в Ветлужском районе- Одоевское Городище, в Варнавинском районе – Богородское городище, в Воскресенском районе – Русенихинское Городище.
О.Н. Бадер относит их к памятникам ананьинской культуры, «которая имеет свой центр близ Вятки и Камы. Возраст их определяется 2,5 тыс.лет. Археологические данные, материалы раскопок говорят о том, что Ветлужский край и в первом тысячелетии н.э. был заселен древними финно-угорскими племенами, а именно марийцами, пришедшими с Волги, и уграми, пришедшими с Западной Сибири через бассейн Камы. К ним относятся: «Чертово Городище» у д. Фёдоровское Ветлужского района, верхний слой Богородского Городища Варнавинского района
К 8-10 векам н.э. относятся: Веселовский, Чухломский могильники в Ветлужском районе- их обитателями были древние марийцы, предки современного марийского народа. Начало их расселения по Ветлуге следует относить к 4 веку н.э. Они дали название реке Ветлуге «Река чаек» и большинству её притоков. Всё это ясно говорит о том, что в это время в бассейне Ветлуги господствующее положение занимали марийцы. Но заходили в её бассейн другие народы: мордва, чуваши, меряне и угры. Угры пришли из Западной Сибири, изменив окончания марийских названий некоторых рек. Например, в марийском языке нет окончания уга, ага, а у угров есть, обозначающие «вода».
13 век надо считать временем проникновения русских /новгородцев/ в северную часть бассейна Ветлуги, а 14-15 века временем освоения значительной части её верховьев. В это время ветлужские владения прочно принадлежали новгородской знати и передавались уже по наследству родственникам /Дарственная грамота новгородской княгини Марфы Посадницы/. К числу первых русских поселений на Ветлуге относятся: Булаксы – теперь Одоевское, Шанга – теперь Николо – Шанга, Якшан – теперь село Кажирово. В 1423 году новгородцы перевезли с устья Северной Двины Карельский Николаевский монастырь и поставили его на месте Якшан, впоследствии село Кажирово.
В 1464 году, по приказу высшего церковного начальства, пришел на Ветлугу священник из Великокго Устюга – Варнава, для проповеди православия среди языческого марийского населения.
С 1478 года Новгородская боярская республика прекратило свое существование. В 1489 году московский воевода захватил Вятские земли, а к концу 15 века весь север европейской части вошёл в состав Московского государства. Граница с Казанским татарским ханством в это время проходила по правому берегу реки Ветлуги.
После Казанского похода Ивана Грозного /1552 г./ начинается массовое заселение русскими правобережья реки Ветлуги.
К 17 веку относится возникновение важного торгового пути со средней Волги, через Ветлугу, её приток Вохму и Северную Двину к Архангельскому порту. Он не прекращался и в зимнее время: большие обозы «устюжан» с грузами из Архангельска, Великого Устюга шли в Нижний Новгород и на Уренские ярмарки, проходившие в декабре-январе. На севере же, для вывоза за границу, шли по этому водному и сухопутному пути: пушнина, хлеб, в котором в это время остро нуждалась Западная Европа, а также в больших количествах вывозился поташ, мочало, деревянная посуда. Об этих широких связях бассейна Ветлуги с Северной Двиной говорит наличие на Ветлуге 10 населенных пунктов, носящих название «Никольск» - это дань тем связям, которые были с г. Никольском на реке Юге – крупнейшем транзитном центре всех перевозов к Архангельскому порту и из него.
18 век – время самого массового прихода русского населения на Ветлугу. В это время создалась та география селения, которую мы видим, за небольшими изменениями, и сейчас. Дикие ветлужские леса с лиственными лесами – ценнейшим строительным материалом для кораблестроения, привлекли внимание царя Петра Первого, задумавшего строить флот российский.
После стрелецкого бунта 1698 года на Ветлуге и Усте были поселены семьи стрельцов и провинившихся корабельных мастеров, которые и положили начало строительству крупных деревянных судов на реке Ветлуге, в том числе и красавицу Беляну – гордость и славу Ветлуги до советского времени. И сегодня, специалисты судостроения, поражаются талантам ветлужан, строивших суда водоизмещением до 10 тыс. куб.м. Начинается массовая вырубка ветлужских лесов и сплав на Волгу. Сплав леса и продукции кустарных промыслов нарастал очень быстро. К концу 19 века он достиг своего максимума. Промышленное развитие юга страны требовало большого количества лесных материалов. В 1894 году по Ветлуге было доставлено на Козьмодемьянскую лесную ярмарку 500 тыс. бревен, 60 белян, 10 барок, общей стоимостью на 12 миллионов рублей /когда корова стоила 12-15 рублей/.
Кроме того, по Ветлуге в это время сплавлялось до 1 миллиона штук мочальных рогож, до 200тыс. пудов дегтя, 120тыс. пудов смолы, до 1000 кулей древесного угля. Кустарная продукция этого времени достигла стоимости 1 миллиона рублей. Вот какие колоссальные ценности производились на Ветлуге и сплавлялись по реке!
А какие условия труда в это время были у ветлужан и что оставалось лесным рабочим из этих богатств?
«Как лесорубы, таки и дроворубы получают по 17 копеек за летний день и около 33 коп. в день с лошадью. Такая ничтожная плата – недостаточное вознаграждение за труд, если вспомнить, что промысел этот выполнялся при самой антигигиенической обстановке»./Ленин. Т. 3, стр. 463/. Таково было возмущение В.И.Ленина, изучавшего труд наших рабочих в царское время и запечатлевший свои суждения в работе «Развитие капитализма в России». А прекрасный русский писатель В.Г. Короленко в произведении «Река играет» приводит и заработок сплавщиков леса: за каторжный труд по 18 часов в день, вечно в мокрой одежде, за сплав плота от села Баков до Волги платили по 3 рубля, на который затрачивалось до 14 -15 дней, не считая времени на обратный путь с Волги. Вот, что получали ветлужские лесорубы и сплавщики. Все богатства, создаваемые их каторжным трудом, шли в карманы ветлужских лесных магнатов: Верховских, Смецких, Трубецких, живших за границей и прожигавших там эти богатства.
Сегодня, стоя на берегу Ветлуги, любуясь могучей техникой сплава, мощными красавцами пароходами, катерами, восторгаясь разумом человека; обуздавшим стихийные силы реки, подчинив их своей воле и своим целям, ещё сильнее воскрешает память тяжелое прошлое Ветлужского края, ужасный труд ветлужских сплавщиков. Их могилы по берегам Ветлуги – немые свидетели мрачного прошлого. Тяжесть труда усугублялась не только полным отсутствием какой-либо техники, но и бездушным, издевательским отношением к лесорубу и сплавщику со стороны лесопромышленников – прошлых жадных и наглых хозяев края.
Весной на всем шестикилометровом сплавном пути Ветлуги были видны сплавщики и грузчики в домотканых штанах и рубахах, самодельных войлочных шляпах, в лаптях с мокрыми онучами. Их унылые песни и русская «дубинушка» оглашали просторы весенней реки, помогая забыть, хоть на время, свою горькую долю.
Общая кличка для всех сплавщиков на Ветлуге была «адуй». А многие ли знают причину её возникновения? А ведь ею называли всю многотысячную армию сплавщиков Ветлуги.
В 17 веке в верховьях Ветлуги существовала черная Нейская волость, которая в 1619 году была пожалована царем князю Одоевскому. Хозяйство в этой вотчине было оброчным, здесь не было барской пашни. Тяжелым трудом добывали крестьяне средства для уплаты барского оброка, всю зиму любя лес, ночуя в курных избушках-земланках, а весной сплавляя его. Крепостные Одоевской вотчины – потомственные сплавщики. Все же среднее Поветлужье состояло из мелкопоместных хозяйств московской служилой знати. В их хозяйствах господствовала жестокая барщина. И невольно возникала зависть у крестьян среднего Приветлужья к Одоевским оброчным крестьянам, имевшим большую свободу в своем бытовом укладе жизни. Вот для подавления этого чувства зависти к одоевцам и была пущена в ход вся мерзость травли одних против других. В качестве мишени были избраны физические и бытовые отличия одоевцев от средневетлужских помещичьих крестьян. Одоевцы имели низкий рост, большой рахичный живот, резко выраженный окающий говор с заменой буквы «ч» буквой «ц». Слово «одоевец», в силу своего московского говора, они превратили в слово «адоевец», а потом в унизительное «адуй». Сколько небылиц, анекдотов, оскорбительных слов и реплик создали про одоевцев на Ветлуге досужие московские дворянские «умники». На всем пути через среднее Приветлужье одоевцам приходилось слышать бесконечные насмешки и оскорбления. И надо отдать должное их завидной выдержке и стойкости против мерзких нападок.
- «Адуи плывут», - слышали они первое приветствие у каждой деревни, а за ним начиналась омерзительная перебранка: «Адуй, сгони ко с руля – то воробья – то, а то потопит!». И так без конца до самой Волги.
Козьмодемьянск – конечный пункт их пути. Но и здесь не кончались их страдания: - бесконечные обсчеты приказчиков, новые оскорбления и унижения. До 70-х годов 19 века на Ветлуге не было пароходов, и сплавщики леса домой возвращались пешком. Усталые и измученные, проходя через деревни среднего Приветлужья, они вновь слышали все те же оскорбления. И сколько надо было иметь мужества, чтобы все это перенести!
Но появившиеся пароходы немного улучшили их положение . Меньше они стали страдать физически от долгого пути, но от оскорблений и унижений не избавились.
Капитаны пароходов, в большинстве уроженцы среднего Приветлужья, доставляли им не меньше страданий: то высадят на берег из –за мелководья, а потом километров 5-6 заставят идти пешком, то сбросят прямо на перекате, то дрова заставят грузить в ночное время, а то и прямо оставят на берегу, повернув обратно вниз, по разным причинам. Да и сама посадка на пароход скорее напоминала загон скота, чем посадку людей. На пароходе не оставалось ни одного свободного места, нельзя было ни пройти, ни пролезть, даже трудно пошевелиться.
Вот какой рассказ мне пришлось услышать от одного Ветлужского старого лоцмана: «Ветлужский пароход «Василий Чиркин» стоял у пристани под Козьмодемьянском. Большая группа плотовщиков, получив расчет, покупала билеты на Ветлужский пароход. Один из плотовщиков обратился к капитану: - «Господин капитан! Пароход долго ещё будет стоять, можно сходить на гору в чайную?- Конечно, можно. Раз билеты купили, то пароход без вас не уйдет»…Успокоенные ответом капитана, плотовщики толпой пошли на гору в чайную. Купили по два «каравая» белого хлеба, кренделей и зашли в чайную. И едва успели сесть за столики, услышали гудок парохода. Помня слова капитана, гудок их не беспокоил и продолжали пить чай. Но, что это?... Своим глазам не веря, они видят, что их пароход отчалил от пристани. – Боже мой! Как быть!?... Ведь большая часть заработка отдана за билет. Их отчаянию нет границ. Бросая чай, с котомками и «караваями» под мышками, они кубарем скатываются с крутого Козьмодемьянского откоса и мчатся в вдогонку за удаляющимся пароходом по грязному, каменистому волжскому бечевнику, иступленно крича: - Вася, миленький, воде ведь билеты – те, ты забыл нас ?!
Прогнав два – три километра, капитан подчаливал к берегу. Он удовлетворил своё холуйское самолюбие, потешился над несчастными, забитыми нуждой людьми».
Это только одна из страниц унизительного, бесправного положения ветлужских рабочих, занятых на лесосплаве в то далекое время.
Теперь кануло в вечность это проклятое прошлое.


4. Развитие транспортных средств на реке Ветлуге.

Какими транспортными средствами пользовались первые поселенцы на Ветлуге? Мы пока на этот вопрос ответить не можем. Но нам хорошо известны транспортные средства первых русских поселенцев, известна и история их развития.
Берега реки Ветлуги всегда изобиловали зарослями осины и осокоря, достигавшими здесь большой толщины. Старые осины очень часто имеют гнилую сердцевину. Вот эта возможность и была использована первыми русскими поселенцами для производства из осины, а потом и из осокоря легких, небольших лодок на 2-3 человека, получивших на Ветлуге название «ботник», или ещё ласкательное «ботничок». Это были очень легкие быстроходные суденышки. Они легко управлялись шестом, кормовым веслом, свободно могли перетаскиваться одним человеком с речки на речку или с озера на озеро. При сплаве леса в однорядных плотах, на каждом плоте обязательно был ботничок. Он давал возможность быстро переплывать Ветлугу, перетаскивать с плота канат на берег для остановки плота. Он был прекрасным суденышком для рыбака, охотника, гробовщика, заготовителя сена, дров, лыка, мочала. Чтобы сделать ботничок более грузоподъемным, его борта обшивали тесом, тогда он становился более устойчивым на воде, способным поднимать до 10 человек. На нем явилась возможность делать уключины и использовать «роспашные» вёсла, дававшие более быстрый и плавный ход лодки не только по течению, но и против течения на большие расстояния.
Когда начался сплав по Ветлуге ценных лесных материалов не подлежащих мочке, стали строить деревянные баржи, беляны. Теперь уже требовались большегрузные лодки, дающие возможность перевозить тяжелые грузы /якоря, лоты, тяжелый такелаж/. И лодки стали делать из теса, получившие название «дощаники», «завозни». Они способны были поднимать свыше тонны груза, а спаренные из двух, по типу катамарана, обладали весьма большой грузоподъемностью. Все почтовые переправы через Ветлугу были оборудованы такими катамаранами. На них работали уже 2-3 пары гребцов «роспашными» вёслами, передвигаясь довольно быстро по течению и против течения. Все эти типы судов использовались ветлужанами до Советского времени, а частично и сегодня.

 Когда же на реке Ветлуге появились пароходы?
Пока не найдено официальной архивной справки об этом, но Ветлужские старожилы называют 1878 год. И первый пароход называют «ЁРШ». Само это название уже говорит о том, что судёнышко было небольшим. Массовый лесосплав в конце 19 века, а с ним массовое движение людей, привели к быстрому росту речного флота на Ветлуге. Сначала это были тихоходные пароходики с гребными большими колесами на корме. Такими пароходами были «Иван», принадлежащий варнавинскому купцу Попову, «Елизавета», принадлежащая военному инженеру Ставицкому. Ему же принадлежала и первая моторная лодка, появившаяся на Ветлуге в начале 20 века. Ветлужский купец Чиркин построил пассажирские пароходы с боковыми гребными колесами: «Петр», «Леонид», «Василий Чиркин» и буксир «Миша». Плавали в это время пассажирские пароходы: «Алексей», «Светлана», «Рассвет», «Зинаида», а в 1912 году появился грузопассажирский пароход «Коммерсант». Все эти суда дожили до Советского времени, были национализированы, изменены их названия и стали служить советским людям. Осенью 1918 года с парохода «Елизавета» был снят паровой котел, который послужил энергетической основой для первой варнавинской электростанции. Весной много пароходов стало приходить с Волги для транспортировки грузов с Волги на Ветлугу и с Ветлуги на Волгу.
После Великой Отечественной войны изменились все виды пассажирского и грузового флота. Появились мощные буксиры, самоходные баржи, легкие пассажирские суда типа «метеор», «ракета».
Для улучшения судоходства по Ветлуге ежегодно на реке работают мощные земснаряды, обеспечивающие необходимые глубины на фарватере, а тем самым регулярное движение судов. Грузовой поток по Ветлуге и сегодня очень большой: вниз идут большие материалы, хлеб с верховьев Ветлуги, а с Волги строительные и промышленные грузы, минеральные удобрения. Регулярны пассажирские перевозки сохраняются от Ветлужской до Волги всю навигацию.


5. Памятные исторические места

и памятники Великого Октября на Ветлуге.
ПАМЯТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА НА ВЕТЛУГЕ.

За многовековую русскую историю на реке Ветлуге имеется много памятных исторических мест, связанных с борьбой ветлужских крестьян со своими поработителями в дореволюционное время. Конечно, многие забыты, а о важнейших из них, о которых сохранились документы, хочу рассказать в этой статье.

Разинское движение на Ветлуге
Разин не был на Ветлуге, но верный ему атаман Илья Иванов Долгополов поднял на Ветлуге огромные массы ветлужских крестьян. Это движение оставило в литературе большой след, сохранилось много подлинных документов, использованных историками. Вот о памятных местах на Ветлуге, связанных с этим движением и хочу сказать.
После разгрома армии Степана Разина под Симбирском, верные ему атаманы, оставшиеся в живых, поднимали восстания в разны местах Поветлужья. Так, группой повстанцев в конце сентября 1670 года был захвачен город Козьмодемьянск. Руководители восстания хорошо понимали, что им будет трудно удержать город без помощи со стороны окружающего населения. С этой целью на Ветлугу был послан отряд казаков под командованием атамана Ильи Иванова Долгополова. Отряд имел всего 30 казаков. Вышел из Козьмодемьянска на лодках 1.10 1670 года.
Население сёл и деревень Ветлуги радостно его встречало и вступало в отряд. Тяжёлое материальное и правовое положение ветлужских крестьян способствовало их активному действию против своих поработителей – ветлужских бояр и князей – собственников многочисленных вотчин на Ветлуге. Были разгромлены боярские вотчины в Воскресенске, Знаменском, Благовещенском.
26 октября 1670 года отряды Ильи Долгополова разгромили вотчину князя Львова в селе баках. Руководители восстания в Козьмодемьянске, зная об успешных действиях на Ветлуге Ильи Долгополова, шлют ему письмо с просьбой о помощи людьми. В ответ на это письмо были отправлены на Волгу 100 человек и в ответном письме Илья Долгополов пишет: «А про меня извольте ведать, я октября в 26 день, дал бог здоров со всем своим войском…Я теперь на Ветлуге стою на Баках».
Село Баки становится центром сосредоточения повстанцев. Отсюда повстанцы выступали против помещиков окружающих вотчин. Была разгромлена усадьба в селе Дмитриевском, сожжён Варнавинский монастырь, разгромлена усадьба в селе Лапшанга. И с этого момента вторым центром повстанческого движения становится Лапшанга. К этому моменту в армии Долгополова уже насчитывалось до 1000 человек.
Из Лапшанги со всеми отрядами Илья Долгополов ушёл на Унжу и там разгромил Унженский Макарьевский монастырь и город Унжу- административный центр всей территории, примыкающей к Унже и Ветлуге.
Здесь он узнает, что его начинают преследовать правительственные отряды, идущие с Волги по Унже и по Ветлуге. Он уводит свою армию к Верховьям Ветлуги. 12 декабря 1670 года у села Никола – Шанга вступает в бой с правительственными отрядами. В первом же бою он потерял до 600 человек. Разрозненные отряды начали отступать: на Вятку, на Северную Двину и на реку Сухону.
Карательные правительственные отряды ведут жестокую расправу с повстанцами: подвергают страшным пыткам захваченных крестьян, жгут деревни. 17-18 декабря в селе Баках было казнено 70 человек захваченных повстанцев и казненные были похоронены на центральной площади.
12 января 1671 года в село Лапшангу был привезен труп атамана Ильи Долгополова, повешенного в г. Тотьме на реке Сухоне. Труп был выставлен на дворе усадьбы и согнаны все крестьяне окружающих деревень, чтобы у них не оставалось никакого сомнения и никаких надежд на новое восстание.



КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Село баки центром крупного восстания было в 1744, в 1752 годах. В 1861 году на площади села Баков были наказаны розгами крестьяне деревни Большие Поляны-, вотчины князя Трубецкого, которые не подчинились управляющему князя Трубецкого, когда шло выделение земли по царскому манифесту 1861 года.
За несколько лет до отмены крепостного права жестокая расправа над крепостными крестьянами произошла в усадьбе помещика Кривцова в селе СКВОЗНИКАХ. Помещик проигрался в карты и в уплату за карточный долг отдал крепостную девушку. Когда же отец вместе с дочерью пришёл просить об отмене продажи, то их помещик избил чубуком, приказал выкинуть из ворот усадьбы и натравить на них собак. Всю эту картину расправы помещика над крепостными видел дворовый столяр Семен Соловьев. Он решил отомстить помещику. Выбрал удобный момент, когда помещик сидел у окна, и выстрелил в него.
 Приехавшие стражники увезли в тюрьму многих крестьян, а Семена не заподозрили и он остался. Семён решил во всем сознаться, чтобы освободить арестованных. Но полиция забила его до смерти и не освободив и тех невинных, которые были арестованы раньше.
В начале 20 века на Ветлуге возникает несколько подпольных революционных организаций. Самая активная была подпольная организация на заводе Дерюгина, расположенном под деревней Подлысье, ныне Краснобаковский район. Она оказывала большое влияние на молодежь окружающих деревень. Заводская организация не была раскрыта, хотя обыски неоднократно делались. А вот в соседней деревне Ядрове 18 апреля 1903 года были арестованы и сосланы в колонию политссыльных в Олонецкую губернию Шамин Василий Васильевич и Топников Петр Семенович.
В 1905 году, в период массового революционного движения в нашей стране, волна восстаний прокатилась и по Приветлужью. Крупное выступление крестьян было в имении князя Трубецкого на территории нынешнего Краснобаковского района, вылившиеся в массовые самовольные порубки леса. Произошло крупное выступление лесных рабочих на Усте под руководством Додонова. Восстание крестьян в деревне Зашильское, ныне Краснобаковского района, под руководством Дурнова Ивана Николаевича.
В Варнавине было выступление молодежи под руководством Беляева Владимира Ивановича и Долгушева Валентина Павловича. Была попытка организации, первой в истории края, Воскресенской школы Воробьевым Андреем Кондратьевичем – учителем Баковской начальной школы.


6. Памятники Великого Октября на Ветлуге

Главные события, связанные с борьбой за установление и упрочнение Советской власти в Приветлужье в 1918 году, были в уездных городах – Ветлуге и Варнавине, в торговых селах – Урене и Баках. В этих центрах имеются и основные памятники, посвященные борцам за Советскую власть.

Какие здесь имеются памятники?

ВАРНАВИНО:
1. На красивом правобережном откосе над рекой Ветлугой разбит прекрасный парк – памятник. В центре парка находится братская могила, в которой покоится прах погибших красногвардейцев в боях с уренскими белогвардейцами. Здесь же покоится прах продотрядников, погибших от рук уренских бандитов 29 января 1919 года в Вахромеевской волости. На братской могиле установлен памятник с записанными именами погибших.
2. Бывшая Костромская улица Варнавина переименована в улицу ПРОДОТРЯДНИКОВ. На этой улице с марта 1918 года размещался первый красногвардейский отряд и первый продотряд.
3. На здании Варнавинской средней школы установлена мемориальная доска в память о первом большевистском Съезде Советов. На съезде , проходившем в этом здании с 20 по 24 января 1918 года была провозглашена Советская власть на территории Варнавинского уезда.
4. ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, но ещё не отмеченные памятными знаками:
а) Место посадки и взлёта первого в истории Ветлужского края самолёта, состоявшегося 13 сентября 19*18 года
б) Место красногвардейского окопа с пулеметными гнездами под деревней Кирюшино. С этого места красногвардейцы Варнавинского отряда защищали переправу через реку Ветлугу от наседавших главных сил уренских мятежников.
в) Место боя под деревней Подушкино красногвардейского отряда с переправившимися уренскими мятежниками под командованием белого офицера Кочеткова.
5. Деревня СКВОРЦОВО. 350 лет эта деревня носила хулиганское название. Сейчас ей присвоено название по имени уроженца этой деревни – красногвардейца первого Варнавинского отряда, удостоенного звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны СКВОРЦОВА АНДРЕЯ АРКАДЬЕВИЧА.
 
ГОРОД ВЕТЛУГА:
1. Площадь, где покоится прах борцов за Советскую власть, носит название БРАТСКАЯ. Здесь сооружен памятник , на котором записаны имена погибших ветлужан от рук бандитов в 1918 году.
2. В августе 1977 года Ветлужский городской Совет народных депутатов принял постановление об увековечении памяти:
а) Генерала Советской армии Михаила Фомича Букштановича, командира полка, освобождавшего город Ветлугу от белогвардейцев в сентябре 1918 года.
Теперь улица Красницкая называется улица Букштановича.
б) Вновь застраивающиеся улицы города названы в честь В.Ф. Лоскутова, командира Костромского отряда, погибшего от рук уренских белогвардейцев.
 
КРАСНЫЕ БАКИ:
 1. На северной окраине деревни Афанасихи в ночь на 27 августа 1918 года был командный пункт командира Костромского красногвардейского отряда Н.А. Филатова и окоп с пулеметами, ведшими огонь по Баковскому кладбищу где засели мятежники Баков.
1 сентября 1977 года здесь воздвигнут монумент с надписью: «Борцам за Советскую власть».
2. Центральная площадь Красных Баков. Здесь все население Баков и окружающих селений отмечало первую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции. Здесь всегда проводятся митинги и собрания, посвященные торжественным дням. На этой площади были казнены восставшие крестьяне Баков против помещиков в 1670 г., 1744 г., 1752 г., 1863 г. 13 сентября 1963 года этой площади присвоено название «ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ»
 3. 4 декабря 1968 года была установлена мемориальная доска на здании, в котором с января 1918 года по 1927 год был Баковский Волостной Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
 4. 4 декабря 1968 года в Красных Баках открыт районный краеведческий музей, в котором собраны все материалы о борцах «За власть Советов».

ГОРОД УРЕНЬ:
1. Установлен памятник борцам за Советскую власть на могиле погибших при подавлении контрреволюционного восстания в 1918 году.
2. Переименованы улицы и названы именами погибших и руководивших борьбой против участников контрреволюционного восстания 1918 года Михаила Букштановича, Алексея Королякова, Павла Брагина, Николая Филатова, Дмитрия Пиунова.

ТОНКИНО:
 На могиле военрука Комарова Георгия Ивановича, погибшего от рук белогвардейцев 18 августа 1918 года, установлен ПАМЯТНИК.


7. Поветлужье в легендах и преданиях

Сложна история Поветлужья . Она не однозначна по отдельным её частям. Северная часть Поветлужья примыкала и примыкает сегодня к Предуралью, и бассейнам Северной Двины, Камы, Вятки, сними и связана его история. Среднее, и особенно южное Поветлужье, связано с историей и событиями, протекавшими на средне Волге. Это нашло отражение в истории заселения Поветлужья , в топонимике его речек, отдельных местечек, в названии селений. Это подтверждают и археологические находки, сделанные учеными при раскопках древних городищ Поветлужья.
Дошедшие до нас народные предания и легенды отображают исторические события, начиная с 15 века до отмены крепостного права. Тематика преданий и легенд Поветлужья весьма разнообразна. Но можно выделить три основных направления: о пребывании в Поветлужье татар – завоевателей, о крестьянских выступления против помещиков, о шайках разбойников.
Историки, занимавшиеся изучением татарского ига на Руси, в большинстве своем отрицают заход татарских орд в Поветлужье из-за его малонаселенности и огромной лесистости. Но тем не менее, в сказании о граде Китеже ясно говорится о татарском нашествии на эту часть Поветлужья и Прикерженья. Ясно говорится и в «Рукописном житии преподобного Варнавы», где на листе 20 – м есть такая запись. «В та лета, якоже поведают писания, запусте от пленения того поганого Батыя царя и сия страна, о ней же любви нашей повествую, по берегу реки, зовомые Ветлуга, и бысть пуста 253 лета. И где было жилище человека, порасте везде великими лесами и названа быст Ветлужская пустыня».
Судя же по характеру дошедших до нас преданий и легенд о татарах в Поветлужье, можно сделать вывод, что они характеризуют время враждебных действий против русских в 15-16 веках, со стороны Казани. В это время по Правобережью Приветлужья проходила Государственная граница Московского государства с Казанским татарским ханством, а отсюда и неизбежность открытых военных действий с той и другой стороны. Казань стремилась поддерживать в левобережье Приветлужья зону свободную от русских поселений, немедленно уничтожая все возникающие здесь русские поселения.
Вторая группа преданий и легенд –о шайках разбойников. Она не однородна по тематике и по времени. – Это предания и легенды об участниках разинского движения, возглавленного в Поветлужье атаманом Ильей Ивановым – Долгополовым. Это и разбойники, действовавшие в Поветлужье против купеческих судов, плывших по Ветлуге, а зимой против купеческих обозов. Возникновение этих «разбойников» связано с тем, что в 17 веке через Приветлужье проходил очень важный водный и сухопутный путь из бассейна Северной Двины в бассейн Волги, от главного порта России того времени /г. Архангельска/ до главных хлебных житниц Волги и Вятских земель.
И последняя группа разбойников – это монахи, попы и правительственные карательные отряды, поводившие насильственную христианизацию марийского населения, оттеснение его из обжитого Приветлужья в глухие леса левобережья. Эта группа разбойников очень ярко показана в легенде «О девушке Ирге».
Если к первой группе и второй народ проявлял в преданиях и легендах явные симпатии, то к последней - выражение открытой враждебности.
В преданиях нашли отражение народный гнев и возмущение по отношению к помещикам – крепостникам, к произволу и насилию, творимому ими.
Известное место занимают и предания о происхождении названий селений, отдельных местечек, речек и озёр.
Огромное место в ветлужских преданиях занимают рассказы и воспоминания о лесных и лесосплавных работах. И это вполне оправдано, ведь в них участвовало до 50 % всего трудоспособного населения Поветлужья. Объем лесных и лесосплавных работ в Поветлужье и в наше время большой. Но нет больше на Ветлуге адуев, нет тяжелого и унизительного труда плотовщиков. Но надо помнить и хорошо знать, какими тяжкими путями шли наши деды и отцы, какие блага принесла народу Великая Октябрьская Социалистическая революция.


8. ВЕТЛУГА
 
Когда – то давным-давно, в стародавние времена, на берегу тихой лесной реки, около нынешнего города Ветлуги, стояло большое селение. В ту далекую пору проживали в нем вместе и русские, и татары, а правил селением татарский князь.
В одном из домов, что стоял на самом краю улицы, жил отец с дочерью. Дочь звали милым именем – Луга. И не было её краше и добрее среди русских девушек ни в этом селении, ни в соседних.
Вот раз шла Луга с ведрами на реку и повстречала татарского князя. Тот приметил девушку, остановился, посмотрел на неё взглядом коршуна, а она, толи от хорошего настроения, то ли от доброты своего сердца молодого, возьми да и улыбнись князю, да так, что захотел он взять её себе в жены.
Но Луга давно любила русского парня, и, когда князь тот татарский прислал сватов, отец, не задумываясь, отказал им: знал старик о любви Луги и был совсем не против того, чтобы зятем его стал тот молодой парень, который хорошо умел работать и в поле, и в лесу, да весело играть на рожке.
Тем временем весть об отказе Луги дошла до князя. Сузил он свои маленькие глазки в щёлочки, глянул свирепо на сватов и прошипел змеёй: - Отказала, говорите…Но Яне откажусь от задуманного. Быть Луге моей!
И то сказать, година в ту пору не та была, чтобы возражать наместнику грозного татарского хана.
Как ни сопротивлялась девушка, князь от своей затеи не отставал. И вот уже наметил наместник ханский день свадьбы своей. В строго указанное время в княжеский дом были согнаны лучшие музыканты того селения, а среди них и суженый Луги.
Грустные думы одолевали его буйную голову. Никогда не видели парня таким печальным, каким он был тогда!
Не легче было и его любимой: проплакав всю долгую ночь напролет, Луга сидела теперь рядом с князям, как подстреленная горлинка, и о чем –то упорно думала.
Между тем свадебное пиршество шло своим чередом: музыканты играли что – то веселое, гости громко говорили, пели, плясали. Князь не сводил глаз с невесты. Он то принимался угощать Лугу, то показывал ей вещички дорогие, подарочки свадебные. Но девушку ничего не радовало, она всё молчала и молчала.
Князь нагнулся к уху девушки и тихо, заискивающе спросил: - Что ты хочешь, дорогая?
Покататься на лодке, - ответила девушка и добавила С музыкантами, - Твоё желание будет исполнено! – Расплываясь в улыбке, заверил ханский наместник.
Не прошло и получаса, как молодые, вместе с гостями и музыкантами сели в лодку и отчалили от берега. Плавно покачиваясь, лодка медленно поплыла по реке, направляясь к высокому обрывистому берегу, на котором возвышались зеленые развесистые вётлы. Их длинные ветви низко свешивались к воде, которая на глубоких местах бурлила, как кипящий котел.
И здесь, на воде, Лугу как будто подменили: она была необыкновенно весела, шутила с князем и гостями, показывая куда надо плыть.
Когда лодка дошла до самого глубокого места, Луга быстро поднялась и, как легкая лань, метнулась в сторону, где сидел её любимый парень. Отбросив рожок, тот ринулся к ней, и на мгновение застыли в крепком объятии, а потом как сговорились, разом бросились в бурлящий омут. И тотчас же тёмные воды лесной реки укрыли их от взоров ненавистного князя и его притихших гостей.
Луга. Тихо кругом и безмятежно, лазурной блестящей, как зеркало, гладью покрыты речные просторы. Даже глубокие омуты перестают в то время кипеть, и лишь только небольшие воронки, напоминающие собой точеные в Семенове затейливые чашки, указывают едущему по реке опасные места.
Но вот вспомнится девушке злой татарский наместник. Вспомнит она и испуганно вздрогнет. И застучит, затрепещет её молодое сердце, заклокочет, забурлит её горячая кровь. Взмахнет она давно застывшими руками и выплеснет из бурных омутов да тихих соминых ям на всю ширь необозримых лугов заречных неуёмные силы вод своих. Разольется, разметается, как богатырь, по земле русской молчавшая в зимней спячке река. Затопит вековые вётлы, и зашумят, заплещутся, как в синем море буйные воды свои.
Однако ласки любимого парня, что покоится рядом, его крепкие и страстные объятия успокоят красавицу Лугу, вернут её в прежнее состояние. И укротится, затихнет тогда расплескавшая свои воды река. Не спеша войдет она в свои берега и станет тихой, доброй и милой. И обсохнут, зазеленеют тогда вековые вётлы, выбросят они свои молодые ветви к самой реке, будто желая поскорее увидеть красавицу Лугу, имя которой навеки сохранилось в названии реки.


Легенда записана от Николая Галактионовича Тумакова в пос. Красные Баки. Записали 12 июня 1968 года Л.П. Кулакова и М.И. Михайлов.
Напечатана в сборнике «Нижегородские предания и легенды».
Волго – Вятское книжное издательство г. Горький 1971 г. стр.151 – 155.



9. ЛЯЛЕНКА

Артель закончила работу и шла ночевать в избушку. На пути в овраг, заросший густым кустарником. По дну оврага тихо сочился ручей с прозрачной водой, которую лесорубы брали на варево и чай. Рядом шумел сосновый бор, за ним раскинулась широкая пойма речки Наврас, извилистой, стремительной в весенние дни, когда она буйно разливалась по лугам.
Поужинав, лесорубы лежали на свежих сосновых ветвях. На очаге дымили смолистые сосновые поленья , потрескивая и вспыхивая. Ветер свистел над избушкой. Вековые елки и сосны скрипели, стонали, отбиваясь от буйных налетов ветра. Кругом шумело, трещало, и что-то беспокойное, щемящее душу было в этом шуме.
- Дядя Никифор, расскажи какую-нето бывальщину,- обратился Федька Монахов, двадцатилетний парень, к маленькому мужику с рыжей бородой.
- Давай калякай, Микеша, поддержали лесорубы.
Никифор отказался, но все знали, что он любит поломаться. Он вытащил из кармана табакерку, взял щепотку табаку, набил обе ноздри, чихнул несколько раз и, перевалившись на другой бок, стал рассказывать.
- Давно это было, даже старики стали забывать, - замолчал, прислушался к свисту ветра.
- Шумит погодушка!..
- Стало быть, в ту пору на горе, покрытой соснами, сквозь которые и неба не видать, появились разбойники. Атаман назывался Ляля. С той поры и гора названа Лялиной. Иди по всей Лапшангской стороне до самой Шуды, и везде видна Лялина гора. Разбойники грабили купцов, которые плыли по Ветлуге мимо горы, а бедных не трогали.
Был у атамана помощник Бархотка, большой силы и красоты. Среди дремучего леса, недалече от горы, стоял починок. Жила там девушка Шалуха, прозванная так за озорство. Девка красивая, сильная, смелая: одна с рогатиной на медведя ходила.
Однажды Бархотка увидел Шалуху. Кругом лес. Кровь заиграла в молодом разбойнике. Понравилась ему девка. Он подошёл к ней и хотел её обнять. Она такую ему затрещину отвесила, что он чуть с ног не свалился.
Осерчал Бархотка, обидно стало ему, что баба оплеуху ему дала. Он взялся за нож. Шалуха держит рогатину и смеется: «Полезешь брюхо распорю».
Понял Бархотка, что девка не из робких, и полюбил её. Она его тоже полюбила. Бархотка похаживал к Шалухе. Ляле это не нравилось, завидно было, и невзлюбил атаман своего помощника: всякую неудачу валил на него. Разбойники разгадали их ссору и разделились, кто за кого: кто за Лялю, кто за Бархотку. Понял атаман, что дело плохо, собрал он всю ватагу: раньше мы с Бархоткой дружно жили, не ссорились, а как появилась проклятая баба, так и пошло все кувырком. Я хочу помириться. Насчет бабы кинем жребий, кому достанется, тот и хозяин. Разбойники ждут, что скажет помощник. Бархотка посмотрел на них.
- Не гоже браниться из-за бабы. Мы поссорились, нам и мириться. Не придем к соглашению, тогда вас соберем, и как вы решите, так и будет. Разбойники согласились и разошлись. Атаман и помощник остались одни.
- Знаешь ли ты, что у князя Лапшангского жена красавица!? - Спросил Бархотка Лялю.
- Слыхал. Видать не приходилось.
- Согласен ли помириться, если я тебе привезу княгиню-красавицу.
- Как ты это сделаешь? У князя большая охрана.
- Это моя забота. Согласен ли ты?
- Коли так, то согласен.
Бархотка нарядился князем, одел в богатые одежды и своих верных дружков. Сели они в лодки и поплыли к Лапшанге, где жил князь. Явились в усадьбу ночью. Княжескую охрану связали, Бархотка вошёл в спальню княгини. Там было жарко. Одеяло свалилось с кровати на пол. Княгиня лежала посреди постели.
-Проснулась,- продолжал Никифор. – Глядит на красавца, и так им залюбовалась, даже забыла об опасности. Залюбовался и Бархотка, глаз не сводит с красавицы.
Закружилась голова у Бархотки от её красоты. В глазах туман, как облако. И показалось ему, будто из облака смотрит Шалуха и качает головой. Он тряхнул кудрями, и тумана как не бывало. Вспомнил, зачем пришёл, вынул нож из-за пояса.
- Одевайся быстро и не пикни, а то вот, показал нож…
Княгиня оделась. Бархотка завязал ей рот, глаза, схватил на руки, и давай бог ноги. Доплыли до Камешника, сошли на берег. Бархотка снял повязки с княгини. Она смотрит на него.
- Что ты будешь делать со мной?
- Отдам в жены атаману…
-Добрый молодец, если уж такая моя судьба,- так возьми меня себе. Я согласна быть твоей женой, даже фавориткой.
 Задумался Бархотка. Любуется красавицей, её слова в душу заползали, растревожили сердце молодца. «Что же делать?- думает он. – Такая полюбит крепко, ноя дал слово атаману». И показалось ему, что вместо княгини будто стоит Шалуха и как-то нехорошо на него глядит. Решил он быть твердым в своем слове.
- Ишь ты какой! Разбойник, а слово держит!- удивились лесорубы.
Пришёл Бархотка на место. Ляля стоит высокий, страшный, с одним глазом. Бархотка подошёл к нему.
- Я своё слово выполнил. Вот тебе княгиня.
Ляля подошёл к ней и хотел взять за руку, она как закричит:- Уйди, чудовище! Убейте меня! Она упала. Стали её отхаживать, облили лицо холодной водой. Говорят, холодная помогает благородным.
Открыла глаза, увидела Лялю и опять закричала:- Уйди чудовище! –Ляля осерчал. – Снимите с неё сапожки и водите босиком по лесу, покуда она не перестанет дурить.
Водили княгиню по лесу день, другой, третий, а она всё своё твердит.
Ляля разозлился, отвел её на самую вершину горы и убил. Схоронили красавицу под самой высокой елкой. Уснула она на веки. Спит среди дремучего леса. Поёт лес свои песни, зимой вьюга шумит, волки воют. Весной кукушка – горюшка выкладывает грусть – тоску.
В ту же ночь ушёл Ляля с ватагой в другое место. Говорят, много кладов зарыл на горе и на дне Ветлуги.
Бархотка остался с Шалухой. Они поженились, долго жили, любя друг друга. Много детей у них было. От Шалухи пошёл большой род Шалухиных. Починок с той поры прозывается деревней Бархатихой.
Уставшие за день лесорубы похрапывали. На очаге догорели, дымя сосновые головешки…

Иван Степанович Воронов.
 Рассказ напечатан в Варнавинской районной газете «Новый путь» за 20, 29 мая 1967 года.



10. БАБЬЯ ГОРА

В тяжкую годину крепостного права неволя толкала наиболее сильных, смелых и мужественных русских крестьян покидать родные места в поисках лучшей жизни, в поисках заветной свободы. И мстить, мстить всеми доступными им средствами и способами за поруганную, изуродованную жизнь. Царское правительство, помещики и попы дали этим смелым людям позорную кличку «воры и разбойники». Но русский крестьянин в своих легендах и преданиях всегда наделял их самыми лучшими человеческими качествами: умом, смелостью, правдивостью.
Река Ветлуга и окружающие её могучие леса манили к себе смельчаков. Но бунтари- одиночки не могли изменить участи крепостных крестьян. Они безвременно гибли, оставляя после себя легенды. Сколько их знали ветлужские крестьяне! Но безжалостное время большинство из них вычеркнуло из памяти народной.
Вот одна из тех немногих легенд о далеком прошлом нашего края, сохранившаяся у Воскресенских крестьян.
Высокий красивый берег Ветлуги под селом Благовещенским носит название «Бабья Гора». Крепко знает это название и легенду о ней всё окружающее население.
Когда это было?- Трудно точно сказать.
Поселилась на этой горе ватага разбойников, а атаманом у них была женщина. Вероятно, в этом и причина стойкости этой легенды. Чем она покорила вольных смелых мужиков? Красотой, умом, смелостью, лаской? Об этом теперь трудно сказать.
нему: хороший причал, широкое поле для обозрения реки. А сзади дремучие леса, надёжная защита от погони. В то далекое время по Ветлуге часто проплывали большие и богатые караваны судов. Ветлуга в то время была главной водной артерией, водной дорогой, связывающей Северную Двину с Волгой. Через Северную Двину вывозились за границу дорогие русские меха, поташ, хлеб с матушки – Волги, а к нам шли заграничные сукна, шелка, жемчуг, золото.
Удалая ватага с Бабьей Горы накопила огромные богатства: золота, жемчуга, драгоценных камней. Да возникла ссора между смелыми молодцами – не поделили накопленного добра. И по мудрому казачьему совету- «чтобы не было раздора между вольными людьми», бросили все золото и драгоценности в реку. Но не вытерпело сердце атаманши, жаль стало ей добра. Следом за золотом бросилась и она в реку. «С тех пор и живет она там, стережет несметные богатства ватаги до прихода лучших времён для нашего народа»..Так и дожила эта  легенда до наших дней. Знают её старые, а от них и малые, да и мы с вами.

Н. Тумаков
Напечатана в Краснобаковской районной газете «Вперёд».



11. ЧЁРТОВКА

Среди рыбаков Краснобаковского района не найдется такого, который бы не знал на реке Ветлуге местечка под названием «Чёртовка». Конечно, у каждого нового посетителя этих мест невольно возникает вопрос: «Что же это за странное название, с какими событиями оно связано? Что – то таинственное скрывается за этим названием!»
И вот какую легенду мне пришлось услышать от одного старого человека деревни Дранишное Воскресенского района.
- Давно это было,/ а по моим поискам исторических событий, это было в 1427 году/. Проходила в этих местах дорога, связавшая Городец и Нижний Новгород со старой галичской дорогой. На этой дороге, у глубокого омута, через Ветлугу был перевоз. Жили здесь в землянке трое русских людей: старик со старухой да их внучка – молодая девушка. Родители её были убиты татарами, проезжавшими через этот перевоз. Вся радость теперь в жизни стариков была любимая внучка.
Но вот однажды снова наскочили на перевоз татары. Чем –то не угодили им старики, и они засекли его и старуху до смерти. Внучка в это время в лесу была, за ягодами ходила. А когда вернулась, волосы у неё встали дыбом от увиденного: землянка разрушена, всё их скудное добро уничтожено, а дед и бабушка изуродованные, окровавленные лежат мёртвыми.
Велика была её печаль, и, быть может, другую бы горе сломило, но она другого склада была. Её сердце жгла ненависть к татарам – насильникам, убившим самых дорогих ей людей. У могилы дедушки и бабушки, на берегу Ветлуги, вновь она выкопала себе землянку. Но никакая работа теперь ей не шла на ум, всё думала, чем она может отомстить татарам.
Случай такой скоро подвернулся. Казанские татары задумали поход на Галич. Но поход для них оказался неудачным. Простояв две недели под стенами Галича, татары вынуждены были снять осаду. Возвращались через ветлужские леса, грабя и уничтожая все русские селения, возникшие здесь. Подойдя к Ветлуге, они встали в нерешительности: Ветлуга зияла в полыньях, а между ними тонкий блестящий лёд. И тут явилась к ним статная, смелая девушка, хорошо владеющая татарским языком. Она предложила свои услуги перевести отряд на правый берег. Татары испытывали большую нужду в продовольствии и стремились скорее достичь ветлужского правобережья, богатого русскими и марийскими селениями. И татары охотно согласились на предложение девушки, обещая её щедро наградить. Она предложила всему отряду бегом бежать следом за ней.
Вначале бежали у мелководного песчаного берега, где лед толстый. Увидев, что уже много татар бежит по льду, круто повернула к омуту. Лед треснул. Те, кто мог, отпрянули назад, но масса татар уже попала в пучину омута вместе с мужественной девушкой, успевшей лишь крикнуть: «Тоните, проклятые!».
В ярости метались татары по левому берегу реки, бессильные помочь тонущим их собратьям. Их дикие крики: «Чёртова девка», «сатанинское отродье»,- оглашали все плёсо реки.
Прокляли это место татары, всегда объезжая его стороной. А русские люди из поколения в поколение передавали легенду о мужественной девушке. Так и осталось это название в памяти народной, как его окрестили татары- «чёртовка».
В первой половине 19 века на левом берегу Чертовского омута князем Трубецким был построен лесопильный завод. Для него лес вывозили от Драничного и Больших полян, княжеских владений. На заводе была жестокая эксплуатация рабочих. Вот как об этом вспоминают колхозник села Ильинского А. Гуров: «За двадцать рабочих часов на лесопилке Трубецкого мне платили по 10 коп., да и их не выдавали наличными, а заставляли брать продуктами из лавочки князя, где все продукты были дороже чем на рынке».
И название этому месту – «чертовка» - приобрело новое звучание и новую окраску – так между собой называли рабочие хозяйку лесопилки.
И не удивительно, что именно здесь зародилось ещё в 1902 году первая революционная организация на территории, теперь входящей в состав Краснобаковского района.

Н. Тумаков
Из сборника: «Поветлужье в легендах и преданиях»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. В.И. Ленин. Развитие капитализма в России. Том 3, изд. 4
2. О.Н. Бадер. Городища Ветлуги и Унжи.
3. И.И. Кром. Из далекого прошлого Ветлужского края.
4. Б.С. Жуков. Человек Ветлужского края.
5. Природа Горьковской области. Горьковское издательство. 1974 г.
6. Е. Безухова. Экспонаты, которым тысячи лет. Горьковская правда.13.11.1959 год.
7. Е.П. Чистяков. Плотовой сплав. 1934 год.
8. Короленко. Рассказы и очерки.
9. Сборник. Крестьянская война под руководством Степана Разина. Сборник, том 11-111. 1962 год.
10. И.А. Горчаков. Климат и гидрологи Ветлужского края. 1968 год (фонд музея).
11. Н.Г. Тумаков. Ветлужский край. 1962 год (фонд Краснобаковского музея).
12. Н.Г. Тумаков. Поветлужье в легендах и преданиях, (фонд Краснобаковского районного музея).


Печатается по тексту:
Н.Г.Тумаков. История реки Ветлуги. Красные Баки, 1979 г.